Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лет правления династии Хасмонеев

 

В 167 году до н.э. Антиох IV Епифан запретил иудеям исповедывать свою религию в самых главных ее проявлениях. Для правителя колонизатора это было бы весьма неразумно, но скорее всего это был вынужденный шаг, на пути к объединению стран царства Cелевкидов. Дело в то, что ко времени Антиоха III относится возвышение Рима. Римляне нанесли поражение Антиоху III в 190 г. до Р.Х. в битве при Магнезии и передали его владения в Малой Азии своему союзнику Евмену II, царю Пергама. После того, как государство Селевкидов стало постепенно попадать в зависимость от римлян, и сирийцы были обложены тяжелым налогом, они в свою очередь, добывая деньги, стали грабить своих подданных. Возможно, давление римлян как раз и повлияло на то, что Антиох IV Епифан в 167 г. осквер­нил храм в Иерусалиме – ему нужно было политическое единство, которое он хотел создать через уничтожение религиозных различий. Были запрещены все самые характерные иудейские обычаи, включая обрезание, субботу и чтение Писания. Убивали тех родителей, которые рисковали обрезать своих младенцев, младенцев тоже убивали (см.1Мк.1:61), свитки Писания сжигали на кострах. Но это было ещё пол беды для иудеев. Самое страшное, что Антиох приказал, чтобы в Иерусалимский Храм внесли статую Зевса Олимпийского, и принесли там в жертву свинью. Храм стал открыт для всех язычников.

Вот как об этом пишет Иосиф Флавий: Антиох «принудил их [иудеев] отказаться от почитания своего Бога и навязал им его собственных богов, которым иудеи должны были в каждом городе и каждом селении посвящать рощи и воздвигать алтари; на последних, по его приказанию, они обязаны были ежедневно приносить в жертву свиней. При этом царь запретил также иудеям совершать обряд обрезания над мальчиками и грозил наказанием всякому, кто решился бы ослушаться этого запрещения. С этой же целью он назначил особых надзирателей, на обязанности которых лежало принуждать евреев к исполнению всех этих предписаний. И действительно, много иудеев, отчасти добровольно, отчасти из страха перед угрожающим наказанием, стали исполнять эти царские повеления»[8].

Три с половиной года длилась политика принудительной эллинизации Антиоха Епифана. Храм в этот период пребывал в « мерзости запустения ». С тех пор 3,5 стало символическим числом, обозначавшим время гонений и отступничества. Это число часто встречается в Откровении св. Иоанна Богослова под разными видами: 3,5 года или 42 месяца (Откр.11:2; 13:5), «день, два дня и полдня» и т.д. (Откр.11:9).

Антиох недооценил силу религиозного чувства иудеев. Одно дело было — воздвигнуть алтари, поставить статуи греческим богам, другое дело — заставить евреев служить возле этих алтарей. Чем больше усиливался Антиох, тем больше возрастало сопротивление, пока, наконец, дело не дошло до восстания. По Иосифу Флавию, Антиох‚ «принуждал иудеев‚ вопреки их отечественным законам‚ оставлять детей необрезанными и приносить на алтарь в жертву свиней. Никто не повиновался этому приказу; знатнейшие были казнены. Наконец‚ Бакхид‚ принявший от Антиоха начальство над гарнизоном‚ присоединил к безбожным распоряжениям царя еще и собственную природную свирепость; он перешел всякую меру беззакония: самые видные граждане одни за другими были замучены в пытках‚ и глазам всего народа ежедневно представлялась картина покорения Иерусалима. Своими неслыханными жестокостями Бакхид‚ наконец‚ довел угнетенный народ до восстания»[9].

 Согласно 1 и 2 Маккавейским книгам священник Маттафия вместе с его пятью сыновьями дал толчек к освободительной борьбе за отеческие религиозные ценности: «В те дни восстал Маттафия, сын Иоанна, сына Симеонова, священник из сынов Иоарива из Иерусалима; жил он в Модине. У него было пять сыновей: Иоанн, прозываемый Гаддис, Симон, называемый Фасси, Иуда, прозываемый Маккавей, Елеазар, прозываемый Аваран, Ионафан, прозываемый Апфус. Видя богохульства, происходившие в Иудее и Иерусалиме, он сказал: горе мне! для чего родился я видеть разорение народа моего и разорение святаго города и оставаться здесь, когда он предан в руки врагов и святилище - в руки чужих?» (1 Мак 2:1-7).

У Иосифа Флавия и в Мишне потомки Маттафии называются Хасмонеями. Хасмонеи — священнический род из поселения Модин, который по Иосифу Флавию берет начало от Маттафии Хасмонея.

После быстрой кончины Маттафии, восстание ревнителей отеческих традиций возглавил его третий сын Иуда, который получил прозвище «маккавей», что означает «молот» в знак признания его отваги в битвах с эллинами. Уже в самом начале борьбы с Антиохом Эпифаном Иуде Маккавею удалось показать свои незаурядные полководческие способности. Это проявилось в сражении, в котором приняли участие значительные регулярные силы сирийцев под руководством опытного военачальника Горгия. Георгий был разбит, в 164 году Иуда взял Иерусалим, очистил храм от мерзости запустения, положив начало «празднику огней» (по евр., Ха́нука, 2 Макк. 1:18; см. также: 1Макк. 4:36 и сл.; 2Макк. 1:10 и сл.; 10:1 и сл.; ср. Дан. 7:25; Ин. 10:22).

После смерти Антиоха Эпифана его молодой сын Антиох V вместе со своим военноначальником Лисием привел под стены Иерусалима регулярные войска. Но из-за начавшейся борьбе за власть в Антиохии, они поспешили заключить с повстанцами мир и предоставили иудеям религиозную свободу (1Макк. 6: 60 сл; 2Макк. 13 и 11:22–26).

После заключения перемирия в стране началась борьба между поборниками религиозной ортодоксии во главе с Иудой Маккавеем и проэллинистическими кругами.

Про-эллинистическая партия иудеев стала искать покровительства у нового царя Сирии Деметрия I. Так, первосвященник Алким постарался упрочить свою власть при помощи сирийских войск. С помощью сирийской армии под командованием Никанора он взял Иерусалим, но первосвященствовал недолго.

В 161 году Иуда Маккавей отбил у сирийцев Иерусалим и при поддержке народа объявил себя первосвященником. Стремясь к достижению полной политической независимости, Иуда направил послов в Рим. В 161 г. до н. э. между Иудеей и Римской республикой был заключен договор, согласно которому Рим поддерживал дружественный нейтралитет с Иудеей, и, следовательно, де-юре признавал Иудею как суверенное государство (1Макк. 8 гл.).

Через несколько месяцев после поражения Никанора Деметрий послал в Иудею новые силы под командой Бакхида. Сирийские силы численно намного превосходили войска Иуда. В 161 году Иуда пал на поле боя и стал символом вождя-героя. 

После смерти Иуды на его место заступил Ионафан (161-143), который пользуясь борьбой претендентов на трон Селевкидской державы (Александра и Димитрия), получил право независимого управления Иудеей. В 152 г. правитель Сирии Димитрий официально утвердил Ионафана в должности первосвященника. С этого года началось официально признанное правление Хасмонеями над Иудеей.

После убийства Ионафана, его брат, Симон (143-135), полностью изгнал сирийские войска и стал этнархом – первосвященником и правителем. В 140 г. до Р.Х. народное собрание формально подтвердило такое положение вещей и право сыновей Симона наследовать оба эти поста. Симон продолжил завоевательную политику Ионафана и овладел портом Яффа с целью обеспечить выход Иудеи к морю. Он также продолжал искоренять язычество по всей стране, а его высшим достижением стало изгнание селевкидского гарнизона, который все еще стоял в Иерусалиме. Симон подтвердил союзы с Римом и Спартой (141г.).

После убийства Симона власть перешла к сыну Иоанну Гиркану (135-104гг.). Первые два года правления Иоанна Гиркана прошли в войне с Селевкидами. Так как последние нуждались в помощи в войне против парфян, они предложили начать мирные переговоры, и стороны пришли к соглашению: Селевкиды признавали Иоанна как правителя, но он и его потомки должны выплачивать компенсацию за завоеванные территории.

Гиркан распорядился вскрыть гробницу Давида, который некогда превосходил богатством всех прочих царей, и, вынув оттуда три тысячи талантов серебра. Он был первым их Хасмонеев, который стал содержать наемные войска. После смерти Антиоха VII в 129 г. до н.э. последовавший развал Селевкидской империи позволил Иоанну вернуть себе полную независимость и утвердить свою власть над всей Землей Израиля. Он также занял территорию в Трансиордании, разгромил эллинистические города и покорил самаритян. В 128 г. Иоанн Гиркан разрушает самарянский храм на горе Гаризим. Продолжая экспансию на юге, он завоевал Идумею и насильно обратил ее население в иудаизм. Государство укрепляется, самостоятельно собираются налоги с покоренных земель. При нем мы видим уже сформировавшиеся группы фарисеев и саддукеев[10].

Иосиф Флавий дает о Гиркане следующее замечание: «Между тем удачи Гиркана и его сыновей возбудили к нему зависть со стороны иудеев. Особенно нерасположены были к нему фарисеи, иудейская секта, о которой мы упоминали уже выше. Эти фарисеи пользуются таким авторитетом в глазах народа, что им безусловно верят, хотя бы они говорили против царя или первосвященника. Учеником их был некогда и Гиркан и пользовался с их стороны большим расположением»[11]. Впрочем, в дальнейшем «Гиркан примкнул к партии саддукеев, совершенно отказавшись от фарисеев и не только разрешив народу не соблюдать установленных фарисеями законоположений, но даже установив наказание для тех, кто стал бы соблюдать их. Благодаря последнему обстоятельству как сам Гиркан, так и его сыновья стали ненавистны народу»[12].

Иоанн Гиркан был военноначальником, первосвящеником и пророком. Вот что об этом пишет Иосиф Флавий: «Являя из себя в течение тридцати одного года образец примерного правителя, он затем умер, оставив после себя пять сыновей и удостоившись от Господа Бога трех величайших благ: властвования над своим народом, первосвященнического достоинства и дара прорицания. Господь Бог не покидал его и дал ему возможность предвидения и пророчествования. Так, например, он предсказал, что оба старшие его сына не удержатся во главе правления»[13]. У Иоанна Гиркана было два сына: Аристовул и Александр. Стоит обратить внимание, что с этого периода правители династии Хасмонеев уже носят греческие имена - Аристовул и Александр.

Аристовул (104-103) правил всего год, но при этом успел покорить итуреев на севере и обратил их в иудаизм, он же установил контроль над Галилеей, выказывая себя другом греков. Аристобул проявлял крайнюю жестокость по отношению к своей матери, заключил в тюрьму трех своих братьев и приказал убить четвертого, Антигона. Он умер от тяжелой болезни и угрызений совести, будучи известен как первый из Хасмонеев, называвший себя «царем».

После, его брат Александр, которого чаще называют Александр Янай (103-76), начинает активно завоевывать на побережье города, организованные по типу эллинистических полисов. Соответственно, расширяется выход к морю. В руки Александра попадает торговля с греками и римлянами. При смерти Александр завещал своей супруге Саломее следующее: «предоставить фарисеям какую-нибудь привилегию, ибо если последние станут хвалить ее за дарованную им милость, то тем самым они расположат и народ в ее пользу. При этом царь заметил, что фарисеи могут сильно повредить в глазах иудеев тому, кто относится к ним недружелюбно, равно как могут оказать поддержку тому, кто к ним отнесется ласково. Дело в том, что народ им очень верит, если они из зависти говорят о ком-нибудь дурно; этому примером является он сам, так как они, униженные им, поссорили его с народом»[14].

После смерти Александра Яная власть переходит в руки его жены Саломеи (76-67). Вот что она сделала в первую очередь: «передала все дела фарисеям, повиноваться которым повелела и народу, причем вновь санкционировала все те дополнения фарисеев к установленному закону, которые были введены фарисеями и затем отменены ее свекром, Гирканом. Таким образом она носила лишь имя царицы, вся же власть на самом деле была в руках фарисеев. Последние возвращали изгнанников на родину, освобождали заключенных, одним словом, ничем не отличались от настоящих правителей»[15].

Фактическое правление государством при Саломии находилось в руках ее брата, фарисейского мудреца Симона бен Шатаха, которого писатели Талмуда называют «восстановителем Закона, вернувшим короне Закона ее прежний блеск» (Кид., 66а). Симон привел с собой из Египта другого мудреца, Иуду бен Табая, вместе с которым он возглавил Синедрион. Вместе они вошли в историю Израиля как третья пара великих мудрецов эпохи Второго храма.

Почти все принципы, установленные этой парой мудрецов, имели целью противодействие саддукейской интерпретации Пятикнижия. Они укрепили авторитет фарисейского толкования закона, введя в норму некоторые устные предписания (например, окружили торжеством обряд возлияния воды на жертвеник в последний день праздника Кущей). В этот период было закреплено важное изменение в семейном праве: обязательным был признан брачный контракт (кетуба), обеспечивающий права жены в браке и в случае смерти мужа или развода. Кетуба - это свадебный контракт, по которому в случае смерти мужа или развода жена получает определенную сумму денег, обеспечением которой является все имущество умершего или давшего развод мужа. Симон также распорядился об учреждении в больших городах школ для обучения детей Торе (Иер. Кет., VIII, 32с). Выработанная им система учебных заведений (хедер и талмуд Тора) сохраняется, в основных чертах, до сегодняшнего дня.

Симон бен Шетах настаивал на точном выполнении содержащегося в Торе фундаментального правила судопроизводства, согласно которому смертный приговор может быть вынесен только на основании показаний двух очевидцев преступления. Он призывал судей тщательно допрашивать свидетелей, формулируя свои вопросы так, чтобы они не способствовали даче ложных показаний. Девизом Иуды бен Таббая было: «Призванный судить, не считай себя защитником какой-либо из двух спорящих сторон; когда стороны находятся пред тобой на суде, смотри на них, как на виновных; но, когда они оставляют суд, почитай обоих невиновными, поскольку они приняли к исполнению судебное решение». Девизом Шимона бен Шетаха было: «Проверь тщательно свидетелей; и будь осторожен в своих выражениях, чтобы они из них не научились дать ложные показания».

В решениях Симона встречаются и политические молитвы. Так он объявил нечистыми стеклянные (или металлические) сосуды, видимо, с целью защиты еврейских ремесленников от конкуренции со стороны иностранных производителей, которые не имели возможности провести обряд очищения своих изделий.

Одним из путей укрепления единства еврейского народа стало распространение закона о ежегодном взносе полушекеля на всех евреев, где бы они не проживали, вместо закона, применявшегося раньше только к евреям, проживающим на Святой Земле. Каждый взрослый мужчина старше двадцати лет был призван платить половину шекеля в сокровищницу Храма ежегодно. Этот добровольный налог шел на покупку жертвенных животных, укрепления стен, ремонты Храма, для придания торжественности богослужениям и праздникам.

Титул первосвященника в это время принадлежал сыну Соломеи – Иоанну Гиркану II, который занимал этот священный пост дважды: с 76 по 67 г. и с 63 по 40 г. до н.э.  Когда в 67 г. до н. э. Саломея умерла, Гиркан стал также и царем, но процарствовал всего 3 месяца, поскольку его младший брат — Аристобул II вскоре объявил себя царём и первосвященником, предоставив Гиркану, считавшемуся по праву наследником трона, почетный титул «брата царя». Так началась борьба братьев, которая продолжалась вплоть до 40-х годов.

Гиркан сначало было двинулся войной против Аристобула во главе наемных войск и приверженцев из саддукеев. Но в сражении близ Иерихона многие из солдат Гиркана перешли на сторону Аристобула. Аристобул победил, был заключен мир, по которому Гиркан должен был отказаться от престола и от первосвященства, но мог пользоваться доходами, даваемыми последним.

Борьба кончилась бы этим, если бы не хитрый и честолюбивый идумеянин Антипатр, который втерся в друзья к Гиркану и стал внушать ему, будто Аристобул замышляет его убить, и наконец убедил его бежать к набатейскому царю Арету. Арета, подкупленный Антипатром, который обещал ему возвращение арабских городов, отнятых у него Хасмонеями, охотно взялся помочь Гиркану и двинулся к Иерусалиму с войском в 50 тысяч человек.

В это время в Сирию прибыл римский полководец Скавр, чтобы от имени Помпея вступить во владение царством Селевкидов. Оба брата обратились к Скавру, стремясь подарками и обещаниями склонить его каждый на свою сторону. Сначала Скавр под влиянием взятки в 400 талантов решил дело в пользу Аристобула. Арету было приказано увести войско из Иудеи, и во время отступления он потерпел решительное поражение от Аристобула. Но, когда в Сирию прибыл Помпей (в 63 г. до н. э.), положение изменилось.

Помпей, победив пиратов в восточном средиземноморье, а затем покорив и всю Малую Азию, решил подчинить Иудею римской власти. Для него кандидатура Гиркана была более привлекательная, поскольку Гиркан скорее, чем Аристобул, мог стать вассалом Рима. Поэтому, когда к Помпею явились оба претендента из династии Хасмонеев, а также представители еврейского народа, Помпей принял ценный дар в 500 талантов (в виде золотой виноградной кисти), но утвердил на престоле Гиркана.

Поскольку еврейские патриоты не захотели открыть римлянам ворота Иерусалима, началась осада, окончившаяся взятием города в 63 г. до Р.Х. При этом, Помпей хотя и вошел во Святых cвятых храма, но ни храма, ни города не разрушил. Напротив, он приказал храм очистить и возобновить богослужение.

Так Иудея вновь потеряла независимость и стала вассальным госу­дарством Рима. Благодаря слабости Гиркана и честолюбию Аристобула Иудея потеряла свою самостоятельность. Период независимоти, называемый обычно Хасмонейским, длился фактически с 142 по 63 г. до Р.Х.

Аристобул был увезён пленником в Рим, а Гиркан снова получил первосвященство, но уже без политического влияния. В 54 г. римляне под предводительством Красса расхитили сокровища Иерусалимского Храма. В 47 году Юлий Цезарь дал Гиркану II титул этнарха (47-41 до н. э.). При этом фактически вся власть принадлежала Антипатру, который использовал её в интересах своей семьи.

Антипатр сделал правителем Иерусалима своего сына Фасаила, а второго сына, 25-летнего Ирода, - назначил правителем Галилеи. Ирод сразу же очень жестко подавил в Галилее повстанческие отряды. Пострадало мирное население. И поэтому Синедрион привлек его к суду.

В 40 г.до Р.Х. Сенат Рима назна­чил Ирода иудейским царем. Но, вдруг, появился с парфянами сын Аристовула - Антигон. Братья Ирода были убиты, Гиркану Хасмонею обрезали уши, и он формально потерял право быть первосященником. Ирод же сбежал сначало к родственникам в Набатею, а затем - в Рим за помощью. С римскими войсками он вернулся в Иудею и изгнал парфян. Затем, взял штурмом Иерусалим, умертвив последнего из Хасмонеев – Антигона (37г.). Для легализации своего царствования в глазах иудеев Ирод женится на Мариамне, внучке Аристовула II и Гиркана II.  

Затем Ирод стал выжидать, чем кончится борьба Октавиана и Антония за власть в Риме, и, приняв сторону победителя, был пожалован Октавианом новыми землями. Победив, Октавиан прежде всего прекратил утомившие людей войны. В 27 г. до Р.Х. он принял титул «Август», но старался маскировать свою реальную власть. Он держал армию под контролем и стал первым единовластным правителем Римской империи (хотя сам он никогда не употреблял этого выражения). Во времена правления Августа родился Господь Иисус Христос (Лк 2:1).

Ироду Великому позволили править в Иудее до смерти (с 37 до 4 г. до Р.Х.). Римляне пробо­вали и дальше управлять Иудеей через Иродов, но такая политика здесь успеха не принесла, т.к. после смерти Ирода Великого в Иудее правил его сын Архелай, который был крайне жесток и своими казнями прозвел ряд возмущений в стране. Поэтому в 6 г. н.э. Иудея стала римской провинцией, управляемой прокуратором. Прокуратор Иудеи был ответственен перед императором, но подвластен также и проконсулу Сирии. Понтий Пилат был пя­тым прокуратором, правившим страной с 26 по 36г. н.э. События, описанные в Еван­гелиях, происходили большей частью при императоре Тиверии (14-37 г.), сыне Августа, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее (Лк 3:1).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...