Апокалиптическая письменность
Апокриф (от др.-греч. ἀπόκρῠφος — скрытый, сокровенный, тайный) — произведение, не вошедшее в число канонических книг Ветхого и Нового Завета, утверждённых церковными соборами (Лаодикийский собор (367), Карфагенский собор (397) и другие). Понятие «апокриф» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившихся сохранить своё учение в тайне. Позднее понятие «апокриф» было отнесено к тем библейским текстам, которые не были признаны «боговдохновенными» Церковью и не вошли в библейский канон в силу того, что они были «исполнены превратных догматов» (Феодор Вальсамон). К числу ветхозаветных апокрифов обыкновенно относят Книгу Еноха, Книгу Юбилеев, Завещание двенадцати патриархов и Псалмы Соломона. Все они были написаны после кодификации Ветхого Завета священником Ездрой, в эллинистический период. От второканонических книг они отличаются большим вниманием к апокалиптике, описанием путешествий по загробным мирам и толкованием тех событий, которые описаны в канонических книгах кратко или прикровенно. К числу новозаветных апокрифов относят тексты, которые по стилю подражают евангелиям (Евангелие Иуды, Евангелие от Петра, Евангелие детства, Евангелие от евреев и др.), деяниям (Деяния Петра и Павла, Деяния Варнавы, Деяние Фомы и др.), посланиям апостолов (Послание Авгаря ко Христу, Переписка апостола Павла с Сенекой и др.), апокалипсисам («Апокалипсис Иоанна» - существенно отличный от канонического, апокалипсис Петра и др.). Новозаветные апокрифы претендуют на канонические жанры, но Церковь отвергает их апостольское происхождение и считает, что их содержание было существенно искажено. Основные апокрифические тексты появляются значительно позже канонических новозаветных книг: со II по IV век. Все новозаветные апокрифические книги можно разделить на две большие группы: 1) апокрифы, рассказывающие о событиях из жизни Христа, которых нет в канонических Евангелиях (например, о детстве Спасителя); 2) «гностические» апокрифы, возникшие в результате стремления различных мистических и философских групп использовать канву евангельской истории для изложения своих религиозно-философских воззрений.
Хотя большая часть апокрифов написана в стиле апокалипсисов, но понятия «апокриф» и «апокалипсис» – означают не одно и то же. Апокалипсисы – характерный жанр для литерататуры Межзаветного периода, попытка предуказать каково будет пришествие Мессии с помощью особого пророческого языка и «небесных» откровений. Во всех ветхозаветных апокалипсисах есть одинаковая идея: Мессия объединит народ, избавит от рабства иностранным захватчикам, и язычники будут служить Израилю. Пророчество, даже очень мрачное (как у Исаии, Иеремии, Иезекииля), по своей сути еще не является апокалипсисом. Как полагают М.Витковская и В.Витковский, «пророк предвидет будущее, апокалиптик же – «последние времена» и конец света»[22]. Первый известный нам канонический апокалипсис (avpoka,luyij– с греч. означает «откровение») — это пророчество Исайи (26-27 гл.). Апокалипсис Исаии, вероятно, – первая книга Ветхого Завета, где сказано о воскресении мертвых: «оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела… и земля извергнет мертв ецов» (Ис.26:19). Пророк Иоиль описывает ужасное нашествие саранчи, за которым вскоре наступупит «великий и страшный» День Господень в который Господь будет судить народы. За Страшным судом в долине Иосафата «солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой» (Иоиль 3:15). Затем наступит Царствие Божие: Иуда будет жить вечно, а его притеснители будут повержены. Из канонических писаний Ветхого Завета книга Даниила наиболее пристально вглядывается в «последние времена». Мировые державы, по Даниилу, будут сменять друг друга но в конце-концов придут к упадку, настанет время, когда «Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44). Через 70 седмин придет «Сын Человеческий» и «Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:14). В конце времен совершится борьба «Михаила, князя великого» с врагами Господними (Дан. 12:1), которая закончится воскресением мертвых и спасением праведников. Книга Даниила во многом стала образцом для последующих апокрифических апокалипсисов.
Период расцвета апокрифической апокалиптики совпадает с периодами претеснений израильтян от царствования Антиоха IV Епифана (IIв. до Р.Х.) до разрушения храма римлянями (70 г. по Р.Х.). До религиозно-политического давления на Палестину со стороны Селевкидов казалось, что процветание Израиля зависит от исполнения воли Божией, выраженной в Законе. Исполнение Закона должно было вести Израиль к процветанию. Но со временем убежденность в такой верности Закону начинает пропадать: обстоятельства меняются, и процветание, кажется, уже больше зависит от сотрудничества с иностранцами, чем от исполнения Закона. Наоборот, чем больше ты будешь верен Закону, тем труднее тебе будет жить, а чем терпимее ты будешь относиться к римлянам и подчеркивать свою лояльность к римской власти, тем тебе будет жить легче, сможешь вести хорошую торговлю и будешь получать какие‑то льготы. Апокалипсисы стали реакцией на внешний гнет со стороны элленистических царей и надежда на лучшее состояние в последний (эсхатологический) век. В некоторых апокрифах описывалась не только грядущая эра земного царствования Мессии, но существование посмертного воздаяния за праведную жизнь на земле. Апокалиптические надежды – это не пророчества и не заблуждения отдельных проповедников, а общенародное ожидание иудеями Избавителя. Апокалиптика была реакцией на религиозно-политические вопросы: почему верность Богу не ведет к процветанию? Почему хорошие люди страдают? Почему Бог не положит конец злу? На эти вопросы нашла ответ апокалиптика: трудности носят временный и относительный характер, в «будущем веке» добро восторжествует, а зло посрамится.
У большинства апокалиптических апокрифов есть ряд общих черт: Как правило, апокалипсисы писались под чужими именами: Енох, Ной, Адам, Моисей, Ездра. Поскольку после Малахии истинных пророков народ Израильский уже не видел, для того чтобы придать авторитет своим «новым пророчествам» их авторы приписывали свои тексты великим праведникам и пророкам прошлого. Такие тексты, ложно подписанные именами праведных лиц прошлого принято называть псевдоэпиграфами. Их авторы не выступают, подобно пророкам древности, как активные участники общественной жизни своего времени. Все апокалипсисы такого рода говорят о существовании двух миров: мира земного и мира небесного. На небе, в том идеальном мире, осуществляется воля Божия. Эта воля стремится осуществится и на земле, как на небе[23]. В задачу апокалипсисов как раз и входит открывать события небесного, идеального мира. Оттуда Бог смотрит на нашу землю, на наш век, на наше время и видит его в совершенно другой перспективе, нежели мы. Небесная перспектива не только пространственная (наверху), но она и хронологическая (в конце веков). Апокалипсис, даже если он описывает земные реальности, описывает их абсолютно в иной перспективе. Наш мир, когда очи очищаются, предстает «в истинном виде». Поскольку небо удалено от земли, поэтому для общения с людьми Богу нужен посредник или группа посредников. Такими посредниками чаще всего выступают ангелы, вестники иногда в человекоподобном виде, иногда в подобии зверей. Ангелы могут сообщать видения и выступать как их толкователи. Но эти видения могут обманчивыми, как ложными бывают сновидения. Небесные видения описываются не прямыми словами, а через символический язык. Источником символов мог служить Ветхий Завет. Четыре животных вокруг престола, исполненных очей и с крыльями, - это аллюзия на видение пророка Иезекииля. Таких символических аллюзий на Ветхий Завет в Откровение Иоанна Богослова сотни. Помимо Священного Писания авторы апокрифов могли успатривать духовные символы в общественно значимых и политический событиях.
В некоторых апокалипсисах чувствуется влияние дуализма и фатализма, как будто весь ход мировой истории предопределен и тайновидцам дано прочесть в небесных хартиях предначертанные судьбы народов. Мировые силы добра постоянно воюют за превосходство над злыми силами и злыми людьми, но их никогда не побеждают до конца. Апокалиптика отразилась в речах и в учении Иисуса Христа. Но все апокалипсисы пытались предсказать будущее, даже просчитать время его наступления, а в учении Иисуса заметно совершенно иная идея. По Иисусу, рассчитывать на будущее нельзя, ибо все времена и сроки находятся в руке Бога Отца: «о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк.13:32). Господь Иисус относится к миру земному не пессимистически, как апокалипсисы. Он учит не бегству из этого мира, а преображенной жизни в мире сем. Для новой жизни человеку должно родиться заново, покаяться, переродиться изнутри, ибо Царство Божие уже приблизилось (Мф 3:2), Царь пришел и собирает к Себе на «брачный пир».
Книга Еноха
Книга Еноха — один из наиболее значимых апокрифов Ветхого Завета. На данную книгу ссылается апостол Иуда в своём послании. Текст книги Еноха упоминается у Тертуллиана, Оригена и других древних церковных авторов. Первая книга Еноха называется еще эфиопским Енохом, т.к. была найдета ученами в составе эфиопской Библии. Помимо данного текста, существуют ещё Вторая книга Еноха (Славянская книга Еноха) и Третья книга Еноха (Книга небесных Дворцов). У этих книг общим является только название и отсылка к некоторым событиям описаным в канонической Библии. Первая книга Еноха была третьей по популярности книгой Библии среди Кумранских рукописей, и она представлена 25 свитками. Само название источника, «книга Еноха», происходит от имени загадочного библейского персонажа, о котором в канонических текстах лишь прикровенно указано, что «ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5:24). Недосказанное в канонической книге Бытия получило развитие в апокрифической книге Еноха. По данной книге падшие ангелы якобы спустились на землю и научили людей разным нечестиям, они брали себе в жёны земных женщин и наплодили исполинов и магов, после чего переполнившаяся грешниками Земля была подвергнута Потопу (главы 6-10). В канонической книге Бытия эти существа именуются сыны Божии (Быт. 6:2).
Герой этой книге путешествует по загробому миру, где праведники вкушают блаженство, а грешники терпят муки. По даннному апокрифу, Бог однажды «выйдет из Своего жилища» (возможно, здесь указание на Мессию), как могучий предводитель над мириадами святых, «уничтожит нечестивых, и будет судиться со всякою плотию» (Кн.Еноха 1:9). После – воскреснут мертвые, облекутся «в вечную одежду жизни», обновится небо и земля, наступит эпоха земного благоденствия. Евангельские слова «камни возопиют» имеют свой прообраз в книге Еноха. Книга Еноха стала прототипом для последующей апокрифической письменности.
Книга Юбилеев
Книга Юбилеев (другое название, - Малое Бытие) — является интерпретацией библейского повествования, основанного на сюжетах из книги Бытия и книги Исход. Как считает Берснев П. В., книга Юбилеев интересна тем, что в ней раскрывается дух подлинного, а не нарицательного фарисейства, для которого характерно прежде всего стремление к тщательному и точному исполнению Закона Моисея[24]. Фарисеи были убеждены, что их правила «строят ограду вокруг закона». Книга Юбилеев воспроизводит обрядовую практику иудейства времен земной жизни Иисуса Христа, в ней подробно описывается способ совершения той или иной жертвы, указываются вещества, дозволенные для жертвоприношений, перечисляются породы деревьев, которые употреблялись для сожжения жертв. Книга Юбилеев содержит подробности, которых нет в канонической книге Бытия. После персидского плена, вероятно под влиянием зороастризма, добрые ангелы и падшие духи стали принимать в иудейской апокрифической письменности имена и конкретные очертания, вмешиваться в жизнь людей. Повествование книги ведется от лица ангела, который служит посредником в передаче откровений от Бога к человеку. Так, «Ангел лица», явившийся Моисею на горе Синай, по повелению Бога рассказывает ему о событиях, произошедших от сотворения мира до прибытия евреев к подножию священной горы. Моисей, за три месяца до этого выведший израильтян из египетского плена, слушает богооткровенную речь ангела и записывает его рассказ в книгу. Во главе злых духов стоит Мастема (Сатана), который всячески пытается вредить не только отдельным патриархам, но и всему еврейскому народу. Бог словно царь, окруженный ангелами. Он имеет при Себе совет и Своих приближенных избранников, которые стоят у Его трона славы. Особенность летосчисления апокрифа заключается в том, что все события распределяются по юбилеям, седминам и годам седмин (один юбилей состоит из сорока девяти лет, то есть семи седмин). Видимо, автор книги Юбилеев хотел расположить библейские события патриархального периода в строгой последовательности и тем самым устранить трудности в библейской хронологии, с которыми встречается читатель канонической книги Бытия. Деление времени на юбилеи по данному апокрифу возвещает Моисею сам ангел, посвященный в тайны Божии. Так, период от Адама до вступления евреев в Землю Обетованную составляет ровно 50 юбилеев, то есть 2450 лет. Время написания текста апокрифа — между 160 г. до н. э. и 70 годом н.э., когда у евреев была еще относительная независимость. День в книге еще состоит из четырех частец, тогда как во времена Иисуса Христа сутки делились на двенадцать частей. Воззрения автора автора книги еще очень далеки от талмудических. Уже присутствуют заимствования из книги Еноха, но отсутствуют указания на разрушение Иерусалимского храма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|