Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правление Ирода Великого и его потомков

Правление Ирода Великого можно разделить на три периода.

Первый – когда он боролся с оппозицией. Его теща захотела назначить своего 16-летнего сына Аристовула первосвященником. Ирод согласился. Новоиспеченный первосвященник совершил всего несколько служб, и при невыясненных обстоятельствах утонул в царском дворце в Иерихоне, во время купания вместе с другими юношами. Теща Ирода привлекла его к суду, но тот откупился.

Второго врага Ирод приобрел в лице Клеопатры. Она считала, что иудейские земли должны были принадлежать Египту. Пользуясь покровительством «любовника» в лице императора Антония, она стала захватывать и присоединять к своим владениям плодородные палестинские земли. Однако со временем Антоний был низложен Октавианом, который надавил на Клеопатру, и она покончила жизнь самоубийством. Ирод же, желая угодить Октавиану, поздравил его с воцарением и принятием титула Август (подарил 600 талантов). Император за это вернул Иудее все города, захваченные Клеопатрой. На волне поздравлений и перемен Ирод казнил свою жену, тещу и вообще всех потомков Хасмонеев.

В 22 году ему достались так назывемые северные земли. Так под его правлением оказалась совершенно гигантская территория.

Во второй период своего правления Ирод, желая смягчить отношения с иудеями, провел масштабную реконструкцию Иерусалимского храма (20-19 гг.). Он расширил площадь храмовой территории, построил галереи во «дворах» храма. Чтобы непосвященные люди не входили в места особой сакральности, Ирод обучил каменному делу священников, которые проводили работы вблизи Святая святых. 

Строил Ирод и языческие храмы, которых в Палестине появилось великое множество. На римский манер строились новые города, театры и ипподромы (в т.ч. и в Иерусалиме), организовывались гладиаторские бои. Евреи, конечно, за это Ирода невзлюбили.

Третий период жизни Ирода связан с разрашением его семейных вопросов. У Ирода было 10 жен и много детей, которых Ирод периодически «убирал» как потенциальных претендентов на царскую власть. Из жен он больше всех любил Мариамну, которую в припадке ревности убил вместе с двумя ее сыновьями. Другие его дети друг друга подставляли, писали кляузы и жаловались в Рим. Ирод, несколько раз переписывал свое завещание. Среди его потомков наибольшим благоволением пользовались два сына от Мариамны – Александр и Аристовул. Но их потеснил сын от другой жены, по имени Антипатр, который был убит за 5 дней до смерти самого Ирода. О подозрительности Ирода император Август как-то даже сказал: «лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном»[16]. 

Дети от самарянки оказались более удачливыми: Ирод Антипа и Архелай. Был еще, от другой жены, и Филипп. Эта тройка и потеснила всех прочих наследничков.

Ирод был настолько власным царем, что, устранив всякое влияние первосвященников, всячески боялся появление претендентов на престол даже из числа своих детей. Появление иного «царя иудейского» (Мф.2:2) привело его в смятение. К тому времени болезненно подозрительный царь прославился убийством своих сыновей.

В 4 г. до Р.Х. (в 750 г. от основания Рима) Ирод умирает. Антипа и Архелай поехали в Рим, желая заполучить лакомые кусочки. Император их принял, но деньги и власть поделил так: себе, как патрону, Август оставил 1000 талантов. Какую-то сумму он оставил еще живым женам Ирода. 500 талантов император отдал своей жене Лилии. Сестре Ирода, Саломии, он отдал два города: Ямму и Азот, плюс, дворец в Аскалоне. Антипе досталась Галилея и Перея с ежегодным доходом в 200 талантов. Ироду Филиппу достались северные земли с общим доходом в 100 талантов. А Архелаю, как старшему брату, перепал титул этнарха. Ему досталась Иудея с Иерусалимом, Идумея, Самария и несколько побережных городов, с ежегодным доходом в 600 талантов.

Итак, после смерти Ирода Великого царство было разделено между тремя сыновьями: Архелаем, Антипой и Филиппом.

Архелай (правил с 4 г. до Р.Х. по 6 по Р.Х.) получил власть над Иудеей (вместе с Идумеей и Самарией). Матерью его была самарянка Малфака. Архелай был воспитан вместе с братом Иродом Антипой в Риме. После смерти Ирода Архелай поехал в Рим, чтобы утвердить свое право наследования у императора. Но в день Пасхи, еще до его отъезда, в храме произошли волнения, которые он приказал подавить силой, в результате чего погибло 3 тысычи иудеев. В ответ, иудеи просили императора Рима не назначать Архелая царем Иудеи. Позже Архелай устроил побоище среди самарян и, в итоге, настроил против себя абсолютно всех – и братьев и население. Через 9 лет правления по жалобам иудеев и самарян был выслан Августом в Галлию (Вьенна, Франция). Принадлежавшие ему земли перешли во власть римских префектов. Одним из них как раз и был Понтий Пилат. Пребывание жестокого Архелая в Иудее побудило Иосифа Обручника вернуться из Египта со Святым Семейством не в Иудею, а в галилейский Назарет (Мк. 2:22).

Ирод Антипа стал править в Галилее и Перее (Лк 3:1). Также, как и Ирод Великий, он занялся постройкой городов. Построил Тивериаду, отстроил Вифсаиду и Капернаум. Он оставил свою первую жену и сошелся с Иродиадой, женой своего сводного брата Фи­липпа (Лк 3:19-20), за что его обличал Иоанн Креститель (Мф. 14:3-4). Ирода мучила совесть после убий­ства Предтечи, отчего он считал Христа воскресшим Иоанном (Мф. 14:1-2, Мк. 6:14-16). Христос за хитрость называл его «лисицей» (Лк. 13:32), и именно к нему на суд послал Пилат Господа (Лк. 23:7-12). Этого представителя династии Иродов император Калигула выслал в 39 г. н.э. в Галлию.

Ирод Филипп (Лк 3:1) был правителем над Итуреей и Трахонитской областью на северо-востоке Палестины. Правил мягко, все его любили. Строил повсюду города, в частности, Кесарию Филипову. В 34 году он умер, что редкость, своей смертью.

Еще один сын Ирода Ве­ликого — Филипп. Отец лишил его наследства, и он пребывал не у дел. Был женат на Иродиаде, которая его бросила (Мф 14,3).

Заметим, что император, утверждая завещание Ирода, не согласился пожаловать Архелаю царское достоин­ство, он оставил за ним лишь титул этнарха (правителя или губернатора), а остальные братья получили звание тетрархов (слово первоначально означало правителя четверти провинции; буквально "четвертовластник"). Только Евангелист Марк называет Ирода Антипу царем (Мк 6:14), что было, по-видимому, принято в просторечии, но не являлось официальным титулом.

После смерти Ирода Филиппа и Ирода Антипы вся территория, за исключением центральной части досталась внуку Ирода - Агриппе, а, поскольку он был другом императора Каллигулы, то позже оттянул и земли префектов. Когда в 41 году н. э. был убит Калигула, Агриппа находился в Риме. Возможно, Агриппа сыграл не последнюю роль в том, чтобы урегулировать последовавший за этим кризис. Он принимал непосредственное участие в переговорах между римским сенатом и Клавдием, ещё одним его влиятельным другом. В итоге Клавдия провозгласили императором, и так удалось предотвратить гражданскую войну. Чтобы отблагодарить Агриппу за его посредничество, Клавдий расширил его царские владения, даровав ему Иудею и Самарию, которые находились в подчинении римских прокураторов с 6 года н. э.

Так Агриппа стал править такой же по размеру территорией, что и Ирод Великий. Столицей его царства был Иерусалим, где он снискал благосклонность религиозных руководителей. Агриппа правил в стиле Хасмонеев, уважал и соблюдал иудейские традиции, ежедневно приносил в храме жертвы. При нем притихли партии и в стране в целом сохранялась мирная обстановка. По Талмуду Агриппа решил завоевать популярность у фарисеев и стал исполнять предписания иудаизма, читал народу Закон и исполнял роль ревностного защитника иудейской веры (Ктубот 17а; Мишна Сота 7:8).

Но в то же время он не стеснялся устраивать гладиаторские бои и языческие театральные представления в Кесарии. В 44 году Агриппа умер прямо в театре на празднике: «Ангел Господень поразил его... и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:23).

Последний иудейский правитель Ирод Агриппа ΙΙ не был сильным правителем, он не смог остановить стихийного иудейского мятежа, поднявшегося в 66 г. Апостол Павел был у него на суде перед отправкой в Рим (Деян. 25-26гл.). После Агриппы II царей в Израиле больше не было, страной фактически правили прокураторы, которые быстро сменяли друг друга, недолюбливая иудеев и занимаясь грабежем. Неудачная политика прокураторов привела к обострению отношений с иудеями и вылилась в иудейскую войну. Так, прокуратор Гессий Флор потребовал от иудеев Кессарии много денег, на что те «подшутили» над ним собирая по Кессарии милостыню «для бедного Флора». После этого, Флор устроил резню в Иерусалиме, вылившуюся в полномасштабную войну иудеев против власти римлян. Власть в городе стали контролировать зилоты, среди которых не было единства. Сначало они были заодно с умеренными повтанцами (включая первосвященника Анну, который первым прекратил жертву за императора), но затем зилоты убили первосвященника и стали преследовать всех «умеренных». Среди наиболее известных лидеров восстания: Симон (Шимон) бар Гиора, Иоанн Гискальский, Элиазар. На подавление восстания был направлен сначало наместник Сирии Цестий Галл, но не смог войти в город и под натиском повстанцев начал отступать. На смену Цестию прислан был Веспасиан, собравший в Антиохии 60 000 римских и союзнических воинов. Весспасиан с легионами римской армии сначало подавил мятежнические бунты в Галилее, а затем двинулся в Иеруслаим. После провозглашения Веспассиана императором, войну продолжен его сын Тит, который осадил и взял Иерусалим (70 г.). В 73 году, гораздо позднее разрушения Иерусалимского храма, пали последние повстанцы в Массаде.

 

Второе иудейское восстание (132-135 гг.) происходило под руководством Бар-Кассибы (это его собственное имя, а раввин Акиба назвал его по созвучию Бар-Кохба, т.е. сын Звезды, считая его Мессией). Дело было так. Когда Адриан дал обет восстановить Иерусалим из руин, оставшихся после Первой Иудейской войны 66-73 г.г., он полагал реконструировать город в качестве дара еврейскому народу. Однако, после того, как в 130 г. Адриан посетил развалины Иерусалима, ему сказали, что восстановление Второго Храма создало бы почву для подстрекательств к мятежу. Тогда он решил заново отстроить Иерусалим в стиле типичного языческого римского города, который будет населён римскими легионерами. Новые планы Адриана включали храмы крупных местных божеств и некоторых римских богов — в частности, он построил большой храм Юпитера Капитолина на месте прежнего еврейского Храма на Храмовой Горе. На том самом месте, где некогда находилась Святая святых, была воздвигнута конная статуя Адриана. Он также наложил ограничения на некоторые еврейские практики. Всё это привело к начавшемуся в 132 г. восстанию иудеев под предводительством Шимона бар Кохбы.

Восставшие евреи овладели городом и соорудили временный Храм, где на короткое время возобновились жертвоприношения. Иерусалим оставался в руках повстанцев почти три года (132—135 гг.), которые даже начали чеканить свою монету. Адриан отреагировал применением сокрушительной мощи римской армии, и в 135 г. подавил восстание. По преданию, после подавления восстания, император Адриан приказал плугом пропахать Иерусалим. Восстание привело Адриана в ярость, и он исполнился решимости искоренить в провинции иудаизм. Император убил до полумиллиона евреев и повторно населил Иерусалим, как римскую колонию, переименовав его в Элию Капитолину. Обрезание было запрещено, евреям (формально — всем обрезанным мужчинам) было под страхом смерти запрещено входить в город (вплоть до VII века), за исключением одного дня в году — праздника Тиш’а Б’Ав (девятое ава) — день поста, в который евреи оплакивают разрушение обоих Храмов. Провинцию Иудея Адриан соединил с соседними провинциями, заменив название «Иудея» новым названием Сирия Палестина.

 

Маккавейские книги

 

Маккавейские книги – это общее обозначение для четырех совершенно разных источников, которые названны по имени Иуды Маккавея. Несмотря на то, что о нем повествуется лишь в 1-2 Макк, все эти книги надписываются его иеменем. Маккавейские книги дошли до нас только на греческом языке. В Православной Церкви первые три книги отнесены к разряду неканонических книг, а 4-я считается апокрифом. У католиков все четыре признаны второканоническими, а у протестантов все эти книги считаются апокрифическими.

1-я книга Маккавеев [17] — историческое сочинение, освещающее события от восшествия на престол Антиоха IV Эпифана (175 г. до н. э.) до гибели Симона Хасмонея (135 г. до н. э.) и прихода к власти его сына Иоанна Гиркана I. Книга является главным, а в некоторых случаях — единственным историческим источником по этому периоду. После краткого введения, посвященного завоеваниям Александра Македонского, автор переходит к царствованию Антиоха Эпифана и деятельности еврейских эллинизаторов, анализирует причины, приведшие к восстанию, и подробно излагает его историю. Имя автора неизвестно, однако есть все основания полагать, что он был очевидцем описываемых событий. Изложение отличается высокой степенью объективности, хотя ясно, что симпатии автора на стороне Хасмонеев, которых он рассматривает как богоизбранных избавителей Израиля (5:62). По своим религиозным взглядам автор, по всей видимости, принадлежит к кругам фарисеев. В книге широко используются документальные (включая письма из официального архива) и литературные источники. 1-я книга Маккавеев была написана на библейском иврите, но оригинальная версия, по-видимому, утрачена в весьма ранний период (лишь в 11 в. был выполнен обратный перевод с греческого варианта на иврит). По своему стилю I книга Маккавеев примыкает к историческим книгам Библии. Подобно книге Иисуса Навина и книге Судей, она содержит многочисленные поэтические вкрапления (оплакивание Маттафии — 2:7–13; молитвы — 3:18–22; 4:30–33; 7:41–42; гимн — 14:8–15). Вместе с тем в ней обнаруживается также влияние стиля книги Ездры и Неемии, сказывающееся, в первую очередь, в цитировании исторических документов.

2-я книга Маккавеев [18] является сокращенной версией исторического сочинения в пяти книгах на греческом языке, написанного Ясоном из Кирены (2Макк. 2:23–28), по всей видимости, современником описываемых событий. После пространного введения, посвященного деятельности сторонников эллинизации, послужившей непосредственной причиной восстания, следует история войн Иуды Маккавея вплоть до его победы над силами Никанора. 2-я книга Маккавеев написана в традициях эллинистического исторического жанра: стиль отличается богатой орнаментацией, повествование характеризуется риторическими приемами, драматизацией и патетикой, значительное место занимают рассказы о чудесных событиях и вмешательстве Провидения. Книга обладает выраженной пропагандистской направленностью. Основная идея автора — страдания Израиля являются Божественным наказанием за прегрешения и призваны очистить народ и предостеречь его в будущем. Впервые иудаизм представлен как антипод эллинизма (2:21; 8:1; 14:38), а греки — как варвары, предающиеся грабежам и разбою (4:8, 23, 32, 42; 5:16). Сила евреев — в исполнении заповедей (в первую очередь — в соблюдении субботы; 6:11; 8:26; 12–38) и в готовности к самопожертвованию во имя веры (6:18 и след.; 7). По своим взглядам автор близок к фарисеям.

Во 2-й книге Маккавейской описывается мученичество семи святых братьев Маккавеев, матери их Соломони́я и учителя их Елеаза́ра, которые пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана (1Макк. 6:18 — 7:42). Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они были судимы в Антиохии царём Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам. Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Отрок решительно отклонил ласкательства царя и так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана и, одержав победу, очистил Иерусалимский храм от идолов.

Во 2-й книге Маккавеев приводится пример принесение Иудой жертв за иудеев, которые хотя и погибли благочестиво в боях за национальную независимоть, но согрешили тем, что под хитонами имели посвященные Иамнийским идолам вещи. В жертвоприношении за их грехи видится вера в воскресение умерших. Иуда «поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда… Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2Макк. 12:43-45).

3-я книга Маккавеев [19], написанная по-гречески, по-видимому, в 1 в. до н. э., содержит легенду, призванную объяснить существование у египетских евреев летнего праздника, напоминающего Пурим. В 3-й книге Маккавеев рассказывается, как Птолемей IV Филопатор (221–204 гг. до н. э.) пожелал войти в Иерусалимский храм, однако Бог, услышав молитву первосвященника, воспрепятствовал этому. Разгневанный царь решает выместить свой гнев на александрийских евреях, в частности, приказав им под страхом смерти пройти посвящение в культ Диониса. Большинство евреев Александрии отказались служить языческому богу, за что царь решил умертвить всех евреев Египта. На согнанных со всей страны на александрийский ипподром евреев были выпущены слоны, которых поили вином, однако Бог обратил их против царских воинов. Царь раскаивается и устраивает празднество в честь чудесного спасения египетских евреев. События, как они описываются в 3-й книге Маккавеев, исторически неправдоподобны, сама легенда обнаруживает прямое влияние книги Есфирь, а упоминаемые исторические факты заимствованы из различных источников (история о слонах рассказана Иосифом Флавием в сочинении Против Апиона 2:53–55, однако относится к другому царю из династии Птолемеев; попытка царя проникнуть в Храм упоминается во 2 Мк., 3).

4-я книга Маккавеев [20] представляет собой философскую проповедь, составленную, по-видимому, в 1 в. н. э., на тему «благочестивый разум побеждает аффекты». После вступительного рассуждения в стоическом духе о природе разума и видах аффектов и рассмотрения исторических примеров способности разума контролировать их автор переходит к примерам «наших дней» — мученической гибели жертв гонений Антиоха Эпифана. Отличительная черта книги — переплетение греческой философии и традиционных еврейских мотивов. Моральные конфликты иллюстрируются библейскими примерами, а библейские законы представлены как практические средства стоического самовоспитания и классифицированы в соответствии с основными добродетелями, которые они помогают выработать. В результате место стоического мудреца занимает богобоязненный человек, а героизм трактуется как стойкость в страдании, которая представляет собой победу разума над аффектами и, в конечной перспективе, низвержение власти тирана. Мотивация мученичества — в верности законам Бога, который вознаградит мученика и обречет безбожного царя на вечное наказание. Проповедь определенно была предназначена для публичного произнесения, возможно, в день поминовения жертв антиеврейских гонений.

 

Книги Иосифа Флавия

 

Иосиф Флавий (37 или 39 - 100 гг. по Р. Х.) - еврейский историк и политический деятель[21]. Возможно, что по материнской линии он происходил из первосвященнического рода Хасмонеев и принадлежал к знатной и влиятельной семье. Он получил традиционное образование и, по его словам, в ранней юности стал признанным толкователем закона. Посвятив несколько лет духовным исканиям, Иосиф Флавий сделал выбор в пользу фарисейства. В возрасте 27 лет в составе посольства он был послан в Рим для проведения переговоров об освобождении иудейских священников. Во время Иудейской войны, несмотря на принадлежность к умеренной партии, ищущей компромисса с Римом, он был избран командующим еврейским отрядом повстанцев в Галилее. Сдался в плен после захвата осажденного римлянами г. Иотапаты и перешел на их сторону. После снискал расположение Веспасиана, командующего римскими войсками в Иудее, предсказав ему мировое владычество, которое отождествлялось римлянами с императорской властью (в это время широко распространились мессианские представления о том, что из Иудеи выйдет владыка мира).

После того как Веспасиан стал императором, Иосиф Флавий был освобожден и поселился в Риме. Здесь он написал «Иудейскую войну» (в 7 книгах) - историю иудейского восстания против римлян в 66-74 гг. с кратким экскурсом в начале произведения в историю Иудеи со времени Хасмонеев и «Иудейские древности» (в 20 книгах) - историю евреев от Сотворения мира до начала Иудейской войны. В примыкающем к «Иудейским древностям» «Жизнеописании» Иосиф Флавий рассказал о себе и подробно описал свою деятельность в качестве командующего войсками повстанцев в Галилее во время войны. Последнее произведение Иосифа, апологетический трактат «Против Апиона» (в 2 книгах), написанный в защиту иудеев, должен был доказать древность и неизменность иудейского закона, его превосходство над обычаями и установлениями греков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...