Н. П. Бехтерева «О мозге человека»
(издательство «Нотабене» С-Пб,1994, стр.33-36) Из основных принципов Аркадия Исаевича Кельнера, пожалуй, надо рассказать о трех, хотя три - это условно, на самом деле все было «триедино». Балансирование эмоций – по возможности добавление радости к сложной жизни детского дома. Воспитание гордости и стойкости тоже очень важно для воспитанников детских домов. Если дома, в семье, все хорошо, - а у Аркадия Исаевича было все хорошо, - можно, наверное, после работы забыть о ней (о нас). Скорее всего, во многих случаях так оно и было. После трудного дня общения со множеством разных характеров забывал он о нас, со своей очаровательной супругой Софьей Борисовной. Но никогда не забывал порученное ему дело, не оставлял на произвол судьбы или на произвол детей (вспомните – «Повелителя мух»). В детях, предоставленных самим себе, нередко доминирует злое начало, если не найдется среди них лидер Тимур (из Гайдара, а не из истории Востока ХIV-ХV вв.). Дети работали часа по два после школы в мастерских, которые давали им дополнительные средства, одежду и обувь (хозрасчет и трудовое воспитание!). Делали уроки. А затем готовились постановки-пьесы, и так называемые монтажи, которые были и музыкой, и словом, и пением, и танцем, в которых интересно было актерам, но далеко не безынтересно и зрителям. Любого «актера» можно было похлопать по плечу, похвалить или, посмотрев «сверху вниз», подправить. В свою очередь, вчерашний зритель на завтра становился актером. А актер – зрителем. Почти все вечера, свободные от доморощенного драматического театра (это не в укор художественному руководителю, он был у нас), зимой мы гонялись по льду ярко освещенных тогда катков, и летом занимались также многими видами спорта («Ворошиловский стрелок», плавание, гребля).
Что все это делало с нами? Масса положительных эмоций. А они, как известно и из жизни, и из нейрофизиологии, - враги отрицательных. Масса прекрасного движения, а уж движение - гораздо более сильный враг тем же отрицательным чувствам. Таким образом, совсем не думая о нейрофизиологии, А. И. укреплял «во вверенном ему учреждении» эмоциональный баланс, укрепляя его у всех и каждого с помощью внутрисистемной и межсистемной защиты. Как было бы хорошо, если бы в дополнение к родительской любви, родители следовали этим простым и прекрасным способам формирования эмоционального баланса! А гордость? Если гордость не перерастает в гордыню, чванство, она - большая сила. Именно гордость как форма выражения чувства собственного достоинства может помочь «не дрогнуть перед казнью», да и во всех других, более житейских, социально сложных и простых ситуациях выполнить свой долг, даже если это очень не легко. А можно ли воспитать гордость – или с ней рождаются? И можно ли восстановить (воспитать) гордость у детей с израненной душой, прошедших через ужасы насилия? А.И. умел. Мы как-то для работы в мастерских получили оранжевые фланелевые платьица и на следующий день отправились в них в школу. Все у кого они были, и я в том числе… с тех самых пор оранжевый цвет во всех его вариантах (кроме природного – апельсинового) вызывает у меня довольно-таки мерзкой чувство. Как будто я снова стою в этой (будь она не ладна) оранжевой фланели перед кричащим, да, может быть, даже орущим, директором. В чем была наша вина? Оказывается, она была неподъемно большой: мы сами, добровольно и по глупости, превратились в приютских сироток, которых все порядочные люди (учителя, родители «домашних детей), должны были жалеть. «Ты-то, ты-то, гордость школы, лучшая ученица, как у тебя не хватило ума понять, что ты делаешь?!! Самой себе наклеить ярлык приютской…» И много всего другого, в том числе и том, что он делает, чтобы такой ярлык просто не смотрелся на нас. И тут я огляделась. Туфли нам шили наши мальчики. Лакированные, в том числе с белой крапинкой. Не очень, правда, прочные, не «Скороход». Но и по виду не «Скороход» – глаз от них не отрывали «домахи» (домашние). А платье… ни у одной из нас, несмотря на все извечные стремления подружек, не было «парадного платья» (формы тогда не было). Когда мы подросли, пальто нам шили на заказ в Гостином. Наверное, недорогие, но по нашим меркам, и какие-то взрослые. Ими мы очень гордились.
Это принципы директора детского дома, в котором воспитывалась Н.П. Бехтерева после ареста ее родителей в 1937году. Остапенко М.А., Белова Н.И. Педагогическая мастерская «Золотой ребенок» Алгоритм На доске записано название мастерской «Золотой ребёнок». Размещение участников – групповое. Задание 1. Индивидуально – раскройте понятие «Золотой ребёнок» Групповая и межгрупповая социализация (с записью на доске). Задание 2. Послушайте начало новой сказки. «Жил-был мальчик с золотым мозгом…». В группе - продолжите сказку с позиции родителей этого мальчика. Представьте, что ВЫ родители этого мальчика. Запишите текст. Озвучивание текстов. Задание слушателям во время чтения текстов: выразите словом или словосочетанием роль родителей в судьбе мальчика в только что прослушанной сказке. Межгрупповая социализация с записью на доске. Задание 3. Обозначьте повороты судьбы в сказке А.Доде «Золотой мозг» делением текста (текст в Приложении). Социализация – «сверка поворотов судьбы». Задание 4. Решите в группе, на каких поворотах родители могли бы направить судьбу мальчика по счастливому пути. Социализация. Задание 5. В группе выразите символически соотношение в счастливой судьбе ребенка двух явлений: Родительская любовь и Родительская опека. Социализация – расшифровка символов. Задание 6. Индивидуально - напишите текст (без подписи) на одну из тем: «Мой ребенок – золотой ребенок» «Мой внутренний ребенок – золотой ребенок» «Повороты судьбы» (выдается маленький лист бумаги). Афиширование – вывешивание текстов. Задание читателям во время чтения текстов: поставьте знак вопроса на листке того автора, чей родительский секрет вы хотели бы узнать.
Пресс-конференция: слушание востребованных секретов. Маленький секрет об этой сказке: ее А.Доде посвятил своей матери. Рефлексия: Какую тревогу во мне подняла эта мастерская? Я ухожу с вопросом… Я задумался о… Нужны ли такие родительские собрания?
Приложение А.Доде. «Золотой мозг» Примечание: текст дается без авторских абзацев согласно задаче мастерской. Жил-был мальчик с золотым мозгом. Родители случайно обнаружили это, когда их сын поранил голову, и оттуда вместо крови вытекло немного золота. Отныне они тщательно берегли голову сына и запретили ему общаться с другими детьми, чтобы ничего не пропало. Когда мальчик подрос и захотел выйти в свет, мать сказала: «Мы столько сделали для тебя, поделись же теперь с нами своим богатством». И тогда мальчик вынул из мозга большой кусок золота и отдал его матери. Он жил на широкую ногу со своим другом, который, в конце концов, обокрал его и сбежал. С тех пор он решил никому не выдавать свою тайну и трудиться как обычный человек, поскольку богатство постепенно уменьшалось. В один прекрасный день он влюбился в красивую девушку. Она также любила его, но ещё она любила роскошные платья, которыми он прямо-таки задарил её. Он женился на ней и был счастлив, но через два года она умерла, и на совершенно немыслимые по роскоши похороны он истратил последние запасы золота. Как-то он брёл по улице, слабый, бледный, несчастный и вдруг увидел в витрине красивые сапожки, которые наверняка подошли бы его жене. Бедняга забыл, что его жена умерла. Возможно, это произошло потому, что у него в голове ничего не осталось. Он вошёл в лавку и рухнул мёртвым прямо у ног продавца. По ниточке роли Методический комментарий. Даже простое «чтение басни по ролям» в детстве делало содержание басни «живым» и потому понятным. Встать в позицию другого, вжиться в роль – очень древнее средство понимания. В педагогических мастерских ролевые игры просто просятся быть использованы для этой цели. Нужна лишь фантазия для поиска новых способов их применения, разворота в сторону цели конкретной мастерской. Разные варианты позволят «играть красками», поддерживать интерес учащихся к мастерской как учебному средству, позволяющему ее участникам каждый раз по-новому быть в интерактивной позиции проживания.
Заглянем в примеры. Педагогическая мастерская «Я - жизнь, которая…» (Н.И.Белова, см. здесь): для того, чтобы укрепить веру учащихся в их способность «думать за Другого», даётся задание выбрать себе одного из названных героев – волк, заяц, морковь – и выразить от его имени позицию отношения ко всему живому. Это весело, и, значит, легко; поэтому зажимы типа «я не могу» снимаются, и можно не бояться встать в новую – просто следующую – позицию человека, о котором им только что рассказали его этические тексты и фотография факельного шествия в его честь. Педагогическая мастерская «Рождение цветка» (Н.И.Белова, см. журнал «Биология в школе», №1, 1998г.): для того, чтобы снять шоры обыденного, привычного взгляда, мешающего всмотреться в потрясающие по простоте и одновременной точности попадания в цель принципы устройства цветка, участникам предлагается сделать модель цветка, исходя из роли животного. Выбор роли (насекомого, естественно, о других животных станет известно только потом, по ходу дела и соответствующих открытий) – как обычно в педагогической мастерской – свободный и связан здесь только договорённостью в группе. Процесс достижения этой договорённости позволяет лучше понять функциональные вещи – чего «хотеть» от цветка, если мы, группа, по роли - вот это конкретное насекомое. Опять роль помогает понять других. Только другими здесь являются не люди, а растения и животные. Педагогическая мастерская «Видеоэкология» (Н.И.Белова, Н.Н.Наумова, см. журнал «Биология в школе», № 8, 2001г.): участники проживают её в калейдоскопе ролей. Начинается всё, как обычно, с актуализации своего личного взгляда (выбор зданий, которые радуют и не радуют твой глаз) и поиска договорённости в группе (построить улицу из всех выбранных зданий). А затем, переходя группой от стола к столу, участники проживают позицию за позицией – архитекторов, учёных, министров – до возвращения к «своей», но уже изменённой другими улице. И это «многоролье» делает взгляд свежим, мир вокруг «вдруг» стереоскопически ясным. Многое становится понятным, происходит разрыв со старыми представлениями, открывается место для новой информации. Часто в мастерских используется импровизация, особенно в работе группами. Роль выбирается из предложенных или придумывается, сценарий сочиняется «на ходу», предъявление сценок идет без репетиций. Это дает возможность вырваться на свободу интуиции, ассоциациям, актуализирует жизненный опыт участников и связывает его с изучаемой темой. Так, в педагогической мастерской «Мировоззрение» (О.В.Орлова, см. здесь) в группе вспоминают поступки – свои или чужие, или свои, но скрытые за чужими, выбирают ситуацию и разыгрывают ее. Без такого проигрывания не усваивается роль поступка для осознания сути понятия «мировоззрения», которое останется на уровне опрощенного «взгляда на мир» (см.также мастерскую «Имею право» Н.И.Беловой здесь и мастерскую «Золотое правило» Н.И.Беловой и Л.А.Листовой здесь).
В педагогической мастерской «Гражданская война» (О.В.Орлова, см. здесь) в выборе роли свободы нет, ее получают по жребию. Для вживания в нее потребуется напрячь воображение, чему помогает личный опыт читателя художественной литературы, зрителя исторических фильмов, слушателя семейных историй и рассказы о «семейных древах» товарищей по судьбе, собравшихся в одну группу.. К слову сказать, история родной страны настолько живет в каждом, что в этой мастерской жребий мистически «подсовывает» участнику ту роль, которая сто лет назад принадлежала кому-то из его родных. Вытащил участник бумажку-жребий со словом «батрак» – а, оказывается, его прабабушка батрачила в начале прошлого века! «Рабочий высокой квалификации» из царских времен достался жене современного пролетария высокого разряда. И даже бумажка «банкир» находит своих «родственников»! Атмосфера в этой мастерской всегда накалена эмоциями, противостояние переживается не умозрительно, живые герои истории находятся на прямой связи с сердцами сегодняшних исследователей-участников занятия. Тем же способом – только статус каждого участника определяется по жребию внутри готовой, сработавшейся группы – достигается прикосновение учащихся к далекой уже для них истории войны 1941-45г.г.(см. здесь мастерскую Фоминой И. В.«А мы войны, представь себе, не знали...) Поиск мотивов поступка – работа не из легких, и можно предложить целой группе подумать за одного персонажа, представить эту роль. И жребий в таком случае тянется от группы (см. здесь мастерскую «Юшка» Логвиной И., Файман И., Орловой О.). «По ниточке, по ниточке ходить я не желаю», – поет героиня известной песни. Но в случае мастерской хождение по ниточке роли – это не движение марионетки в руках кукольника. Роль активируется самим исполнителем, ниточка роли – это нить связи времен, событий, явлений, субъектов изучаемого материала. И эта «нить Ариадны» сама становится ценностью, осознавая которую, ученик не только понимает глубину осваиваемого им сегодня содержания мастерской, но и значение для себя такого способа добычи/получения знания. Роль здесь является инструментом познания. И она может быть освоена и присвоена в качестве особой ценности в арсенал рабочих инструментов Ученика.
************
Орлова О.В. Педагогическая мастерская «Мировоззрение» Одно из важных умений человека – это умение видеть истину и соответствовать ей своим поведением. Нравственное, истинное можно познать и усвоить только через нахождение противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытие противоречий устраняет мнимое знание, а беспокойство, в которое ввергается ум, побуждает к поиску подлинной истины. Возможным путем к такому душевному поиску является мастерская "Мировоззрение". Она создает условия, необходимые для пробуждения у ее участников критического взгляда на свое мировоззрение, и может быть проведена в разных аудиториях – со школьниками, студентами, учителями. Жизненные действия людей называют поступками. Они бывают разного характера – добрые и злые, комические и трагические, целесообразные и нецелесообразные и т.п. Человек не всегда в состоянии объективно оценить свои поступки, но его самого окружающие оценивают именно по поступкам и по его реакции на поступки других. Алгоритм Организация пространства – объединение в группы. 1. Индукция. Задание (индивидуально): рассказать своей группе о любом поступке (своем или чужом), который бы запечатлелся в памяти. Если рассказ будет о своем поступке, его можно изложить от 3-го лица. Кто-то в группе коротко записывает содержание рассказа. На работу отводится минут 15. Задание (в группе): из всех рассказов выбрать один наиболее яркий и представить его в групповой театрализованной постановке - импровизации для всех участников мастерской. 2. Социализация. Просмотр инсценировок. Задание зрителям перед просмотром: выделить мировоззренческие проблемы, которые затрагивают инсценировки. Озвучивание проблем с записью формулировок на доске. 3. Социоконструкция. Задание (в группе): написать толкование понятия «мировоззрение». 4.Социализация. 5. Работа с информацией. Выбор (индивидуально) одного из текстов и его изучение. Формирование микрогрупп по 3 человека (с разными текстами). Обмен информацией, обсуждение. Возвращение в прежнюю группу. Коррекция своего первичного группового определения понятия «Мировоззрение» (см. шаг 3). 6. Социализация.Озвучивание скорректированных определений. 7. Работа с информацией.Решите в группе, что новое для вас привносит следующий текст (см. Приложение к шагу 7). Есть ли у вас вопросы? 8. Социализация.Семинар «вопрос - ответ» силами участников. 9. Работа с информацией. Самоконструкция. Жребий (индивидуально) – взять на столе учителя одну карточку (см.Приложение к шагу 9). Сесть на любое другое место (прим.: хорошо расставить столы в обычном порядке). Вступите в письменный диалог с автором высказывания в свободной форме (прим.: выдается небольшой лист бумаги). 10. Социализация.Озвучивание (по желанию) созданных текстов. 11. Рефлексия. - Как изменялись мои мысли по отношению к понятию «мировоззрение»? - Что происходило с моими чувствами на протяжении мастерской? - Что было для меня неожиданным? Приложения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|