Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение к шагу 7. Материалы для прочтения и обсуждения

***

Мировоззрение – система или совокупность знаний и представлений о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свои отношения к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отнощение к миру как к целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные стороны или свойства, а то главное в нем, что остается наиболее постоянным и неизменным, что в течение всей жизни проявляется в его мыслях и действиях, то есть то, что принято считать сущностью человека.

Мировоззрение
Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения
Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона  мировоззрения


     

 

 

В состав мировоззрения входят:

1. Обобщенные знания:

                                а) научные;

                                б) повседневные;

                                в) жизненно-практические;

                                г) профессиональные.

2. Определенные системы ценностей:

в ценностном сознании формируются нравственные, эстетические и другие идеалы, то есть то, к чему устремлены помыслы людей;

3. Принципы – руководящая идея, основное правило поведения, деятельности.

4. Убеждения – это взгляды, активно воспринимаемые людьми, устойчивые психологические установки;

5. Идеи – общее понятие о предмете или явлении.

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека, это наиболее сложная форма человеческого самосознания. Это познание и переживание человеком мира.

Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его дела и поступки.

Р.Т. Мухаев. Политология. 10-11 кл. –М.: «Дрофа», 1997, с.91

***

Приложение к шагу 9. Материалы для карточек

С высказываниями великих людей

(прим.: карточки располагаются на столе учителя текстом вниз)

***

 Дурно говорить о людях вредит сразу трем: тому, о ком говорят дурно, тому, кому говорят, но более всего тому, кто говорит дурно о людях. Василий Великий

***

Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли. Г. Торо

***

Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных дел. Конфуций

***

Много вреднее дурных поступков те мысли, от которых происходят дурные поступки. Поступка дурного можно не повторять и раскаяться в нем; дурные же мысли родят дурные поступки. Дурной поступок только накатывает дорогу к дурным поступкам; дурные же мысли влекут по этой дурной дороге. Браминская мудрость

***

 Ты говоришь, что вокруг тебя дурные люди. Если ты так думаешь, то это верный признак того, что ты сам очень плох. Э.Кант

 

***

Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть. Э.Кант

***

 Как вся вода вытечет из ведра, если в нем будет хоть одна дырочка, так и все радости любви не удержатся в душе человека, если в нем будет нелюбовь хоть к одному человеку. Л.Н. Толстой. «Путь к жизни». 

***

 Ты хочешь добра? Ты и получишь то, чего хочешь, если только будешь хотеть того добра, которое добро для всех. А такое добро дается только любовью. Л.Н. Толстой. «Путь к жизни.»

***

Поступай так, чтобы ты мог сказать каждому: поступай так же, как я. Э.Кант

************

Орлова О.В.

Педагогическая мастерская

 «Судьба»

(Экономическая политика «Военный коммунизм»

 в период Гражданской войны 1918-1920 г.г.)

Размещение участников фронтальное, затем по группам.

Примечание: при необходимости информационных материалов может быть больше.

Алгоритм

1. Индукция.

Индивидуально – жребий: возьмите наугад на столе карточку-судьбу (см. приложение к шагу 1) периода до 1914 года (только на время мастерской).

Примечание А. На столе лежат перевернутые карточки, на которых определено социальное положение и годовой доход разных групп населения России периода Гражданской войны.

Примечание Б. Если эта «судьба» не устраивает участника, он может взять другую карточку. Чтобы впоследствии участники мастерской не попали в психологически дискомфортную ситуацию, определенную выбранными «судьбами», их заранее предупреждают о том, что это «перенесение» во времени и судьбе в прошлое продлится только 1,5 час, затем они вернутся в настоящее.

Примечание В. Карточки с данными текстами для определения «судеб» представлены для выбора участникам мастерской в различном количестве экземпляров. Так, наибольшее число приходится на представителей крестьянства (страна была по преимуществу аграрной). Если группа участников мастерской составляет 30 человек, то карточек такого характера должно быть 15. Остальные 15 карточек распределяются между другими социальными группами – рабочими, чиновниками, банкирами и т.п. 

2. Объединение в группы по общности социального статуса и годового дохода. 7 групп:

1.Чернорабочие, рабочие, безработные.

2.Рабочие высшей квалификации.

3. Безлошадные крестьяне, крестьяне, батраки.

4.Середняки.

5. Крепкие и зажиточные крестьяне.

6.Дворяне и чиновники.

7.Капиталисты (средний и крупный капитал), хозяин ресторана.

3. Задание на группу:

Составить социально-экономический портрет своего сословия, т. е. описать, как это сословие может жить на свой годовой доход (как работать, питаться, одеваться, обучать своих детей, отдыхать и т.д.) – один словесный портрет на группу.

Примечание Г. Портрет необходимо составить, опираясь лишь на знания, представления, воображение, историко-культурную память членов группы и информационную карточку к шагу 3 (см. приложение).

Подготовить рассказ о том, как поживало «ваше сословие» в последней четверти XIX - начале XX века, используя предложенные материалы

4. Социализация.Знакомство сословий - предъявление словесных портретов. Озвучивание рассказов групп (начиная с «чернорабочих», в порядке, представленном на шаге 2). Группам - слушателям дается задание: выписать на лист самую яркую информацию о жизни других сословий.

5. Слово ведущего:

Сосредоточьтесь (можно закрыть глаза). Послушайте историческую ретроспективу:

- 1914 год – Россия вступает в Первую мировую войну;

- 1915-1917 – общенациональный кризис;

- 1917 – Февральская буржуазно-демократическая революция;

- октябрь 1917 – октябрьский большевистский политический

переворот, в результате которого большевики пришли к власти;

- 1918 – Россия ввергнута в трагическую Гражданскую войну.

Задание группам:

Решите группой-«сословием»: «Как теперь жить? Что делать?» (см. приложение к шагу 5).

6. Социализация. Озвучивание вариантов.

7. Задание на группу:

Подумайте, в чем, по-вашему, смысл фразы В.И.Ленина

« Всякая революция лишь тогда что-либо стоит, если умеет себя защитить»?

8. Социализация. Озвучивание вариантов.

9. Слово ведущего:

- Сложившаяся экономическая ситуация не способствует стабилизации политической власти большевиков и их победе в Гражданской войне. Правительству надо найти выход из экономической пропасти, переломить ситуацию в пользу большевиков. Всему населению России предлагается экономический эксперимент – «военный коммунизм».

Задание группам:

- Представить дальнейшую судьбу «представителей вашего сословия» в новых жизненных условиях, используя предлагаемые информационные материалы (см. приложение к шагу 9).

10. Социализация.Озвучивание вариантов.

11. Дедукция. Работа с информацией.

Сверьте ваши предложения с историческими реалиями найдите подтверждение правильности ваших выводов в материалах из учебника «История Отечества» Л.Н. Жаровой и А.И. Мишиной (- М.: «Просвещение, 1992).

12. Социализация.Озвучивание выводов (только благодаря этой политике террора большевики удержались у власти).

13. Слово ведущего:

 – Помните ли вы, что экономический эксперимент предполагалось ввести лишь на период войны? Война закончилась, большевики победили. Но экономическая политика не изменилась. Она устраивала партноменклатуру, стоявшую у власти.

Задание группам:

Если эта политика будет продолжаться в мирных условиях, каковы будут ее последствия для страны и ваших «судеб»?

Составьте прогноз исторических последствий политики «военного коммунизма».

14. Дедукция. Работа с информацией.

Сравните свой прогноз с реальными историческими последствиями, изложенными в следующих материалах (см. приложение к шагу 14).

Докажите с помощью исторических материалов, что эти страшные последствия неизбежно вытекают из самой политики «военного коммунизма».

17. Социализация. Озвучивание выводов.

18. Рефлексия.

-Удалось ли мне погрузиться в эпоху?

-Что я испытывал на каждом этапе мастерской?

-Что мне дало проживание роли представителя одного сословия?

-На каком этапе мастерской я испытал эмоциональный подъем? Потрясение?

- Что я сегодня на мастерской открыл нового для себя?

-Какой вопрос я хотел бы задать моим родным после этой мастерской?

-Именно сейчас я понял/а, что…

 

Приложения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...