Приложение 2. Продолжение сказки о садовнике – к шагу 2.
"Я щедро награжу того, кто вырастит самые прекрасные цветы", - сказал он каждому из садовников. Он выделил в саду участок, и они дружно принялись за дело. Первый садовник, увидев, что на розах появились бутоны, с радостным криком бросился к цветам и начал разворачивать лепестки, пытаясь помочь бутону раскрыться, как можно быстрее. Он так торопился, что нежные лепестки от его пальцев оказались разорванными и смятыми. Горько заплакал садовник, увидев, что пытаясь преждевременно раскрыть цветы, он лишь загубил их. Второй садовник решил выращивать цветы под колпаком. Он ухаживал за ними очень тщательно, то нагревал, то остужал воду, осторожно тонкой струйкой поливал землю, снимая колпак с цветов на 5 минут в день. Через много дней, когда садовнику показалось, что цветы достаточно окрепли, он снял колпак и увидел, что большие красивые головки качаются на тонких полупрозрачных стеблях. Цветы стали такими изнеженными, что когда подул слабый ветерок, их стебли сломались. Третий садовник любил все измерять и хотел, чтобы во всем был порядок. Цветы росли у него ровными рядами и если один озорной цветок хоть на сантиметр уклонялся от линии, о садовник попросту выкапывал и выбрасывал его. Оставшиеся цветы он постоянно измерял линейкой высоту и толщину стебля, размер лепестка. Зачем садовник это делал, он не знал сам, но он очень любил порядок. Четвертый садовник однажды, подрезая ветки и снимая лепестки с сухих цветов, поцарапал руку о шипы. Увидев царапину, разгневался и закричал - "сейчас выполю это гадкое растение" - и выполол, не дожидаясь цветения. Пятый садовник увидев, что рядом с розами расцветают астры, колокольчики и ландыши, очень разгневался и выкрикнул - "что это такое? Здесь должны быть только розы" - и с корнем вырвал все цветы.
Шестой садовник как только увидел, что цветок раскрылся, побежал к хозяину, ожидая награды. Смотрите, смотрите, я вырастил самый красивый цветок, меня ждет награда! И пока бежал, цветок завял. Седьмой садовник так старался вырастить самые красивые цветы, что однажды ночью, когда все спасли, незаметно пробрался в сад, захватив с собой кисточки и краски, разрисовал стебли с лепестками неведомыми узорами. Наутро вся округа сбежалась посмотреть на чудо, которое он вырастил, но уже к вечеру цветы погибли, так как не смогли дышать через краску.
Приложение 3. Стили воспитания – к шагу 9. "Доминирующая гиперпротекция" Воспитание по правилам и нормам (укладывать по часам, не подходить, когда плачет, не обращая внимания на истинные желания и потребности ребенка). Ребенку предъявляется огромное количество требований, которые ограничивают свободу и самостоятельность. Такого вида ошибки допускаются, когда в основе лежит страх родителей и те установки, которые родители получили в своей семье. Приводят эти ошибки к следующим эмоциональным нарушениям: ребенок становится робким, нерешительным, чрезмерно тревожным, не умеет постоять за себя, ориентируется на оценку и мнение окружающих, хотя исполнителен и дисциплинирован. Ребенок находится в центре внимания семьи, родители уделяют воспитанию много времени, воспитание ведется в соответствии с правилами, рекомендациями, зачастую без всякого учета потребностей и возможностей ребенка, чем наносится ущерб психике и эмоциональному состоянию.
"Гипопротекция" Равнодушное попустительство родителей, ребенок предоставлен самому себе, за него берутся время от времени. У родителей на ребенка не хватает времени, его передоверяют бабушке, вероятно по этой же причине такие родители на приеме у психолога появляются по настойчивой рекомендации воспитателей, учителей. При работе с таким ребенком выявляется: "родители мною недовольны", "меня не любят", "хотят избавиться". Часто он печален, у него плохое настроение, ребенок замкнут. В эмоциональном плане он неуверен в себе, не любит себя, у ребенка низкая самооценка, и окружающие относятся к нему соответствующе.
"Потворствующая гиперпротекция" Родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, желая дать ему то, чего лишены были сами своими родителями. В основе воспитания лежит родительская неуверенность. Ребенок находит слабое место родителей: минимум требований, максимум прав, родители идут на поводу у ребенка, стимулируя развитие таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость, чтобы он удовлетворял потребность во взаимной исключительности, привязанности. Источник нарушения воспитания - когда супруга нет, либо супружеские отношения нарушены, смерть, развод. У ребенка формируется высокий уровень притязаний с недостаточным упорством и опорой на собственные силы. В эмоциональном плане ребенок проявляет упрямство, капризность, беспомощность.
"Жестокое обращение с детьми" В основе его лежит эмоциональное отвержение, проявляющееся в форме избиений, лишения удовольствий, неудовлетворения потребностей ребенка. В ребенке родитель видит черты характера, которые не признает в себе самом (агрессивность, склонность к лени). Ведя борьбу с истинными или мнимыми качествами ребенка, родитель извлекает выгоду для себя. Это помогает родителю верить, что этих негативных качеств у него нет. На приеме у психолога родитель говорит об отрицательных качествах ребенка, как он борется, о мерах наказания, которые применяет. Ребенок становится раздражительным, вспыльчивым, поведение его агрессивное. Агрессивное поведение - результат невыраженных эмоций, причиной которого является негативное отношение кого-либо из родителей, либо частые ссоры и разногласия между родителями.
"Эмоциональное отвержение" Особое место среди стилей воспитания занимает неприятие, в большинстве случаев неосознаваемое отвержение ребенка родителями. Эмоциональное отвержение может возникнуть по различным причинам: когда нежелательна была сама беременность, рождение ребенка не того пола, некий физический дефект, т.е. ожидания родителей не оправдываются. А если родители честолюбивы и имеют высокий уровень притязаний, то вместо безусловного принятия и любви к ребенку, они проецируют на него свои нежелательные качества. Причина: отвержение родителя собственными родителями. Ребенок ощущает себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают с ним дистанцию, что ведет к формированию тревожности и невротических расстройств.
"Повышенная моральная ответственность" Ребенок постоянно должен. У родителей понижено внимание к его потребностям. Ожидание больших успехов. Стремление воплотить свои несбывшиеся мечты и надежды. Возложение на ребенка недетских обязанностей (уход за младшими, за беспомощными членами семьи, трудовые обязанности).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|