Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результат: мятежи, крестьянские восстания и даже открытые боевые действия крестьян против советской власти. Апогеем этого кризиса стал Кронштадтский мятеж.

 

· К 1921 году в стране начался страшный голод. Голодало 45 млн. человек. 5 млн. погибло. Голод сопровождался эпидемиями, засухой. К весне 1921 года назрел самый острый в истории советской власти политический кризис, который выразился в крестьянских бунтах.

 

 

************

 

Организация деятельности на мастерской

Методический комментарий. Мы определяем мастерскую как многомерную интегрированную рефлексивную интерактивную образовательную технологию с вероятностным результатом, ориентированную на личностно-деятельностный подход.

Принятие той или иной нравственной категории проявляется и проверяется в деятельности и только в деятельности. Педагогическая мастерская как никакая другая форма обучения богата разнообразием видов деятельности. Для мастерской ценностно-смысловых ориентаций это особенно важно, т.к. освоение мировоззрения, этической нормы, ценности жизненного смысла без деятельностной «примерки на себя», проверки в действии и взаимодействии невозможно, ибо без «умного делания» останется только знакомство со словесным ярлыком нравственной установки без ее истинной ценности.

Процесс проживания мастерской самоценен. Он дает продукты диалоговой и полилоговой деятельности различных планов: интеллектуального, эмоционального, нравственно-этического, коммуникативного, психологического. На выходе из мастерской участники могут обрести целостную ценностно-смысловую картину современного мира и осознать ценность своего Я в этом мире, проявить и познать собственную индивидуальность и, встретившись с миром Другого, обнаружить ценность его Бытия как равного своему по праву Жизни.

Методический комментарий, оформленный в форме таблицы, позволяет увидеть многообразие видов деятельности участников мастерской и ее ведущего. Курсивом выделены дополнительные пояснения мастера к выполнению заданий участниками мастерской, обычным шрифтом – этапные, алгоритмические моменты и толкование используемых терминов в них, методические комментарии и рекомендации ведущему мастерскую.

 

Белова Н.И.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕРСКОЙ

"Я - Жизнь, которая..."

ЦЕЛЬ: осознание участниками мастерской собственной нравственно-этической экологической позиции и необходимости ее изменения или сохранения.

ЗАДАЧИ: создать условия для

а) проживания в активной форме собственной этической позиции;

б) знакомства с экологической этикой Альберта Швейцера и его жизненным путем;

в) принятия осознанного решения о присвоении новой экологической этики или сохранения прежней позиции.

РАЗМЕЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ: фронтальное на начале, парами и группами - по ходу мастерской.

МАТЕРИАЛЫ, СРЕДСТВА:

а) информационный материал (см. Приложение),- биография, фотографии, дневниковые записи А.Швейцера, выдержки из книги "Этика благоговения перед жизнью",

б) бумага, скотч.

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ:

- размышление над собственной позицией

- тренинговые упражнения "активитес" в парах и рефлексия к ним

- ролевые ситуации

- работа с текстами и фотографиями

- дискуссия в группе

- создание и расшифровка символов

- рефлексивный круг

  ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МАСТЕРСКОЙ: 2 часа

АЛГОРИТМ

Задания участникам мастерской на этапах алгоритма. Методические комментарии и рекомендации ведущему мастерскую Этапы алгоритма. Толкование используемых терминов
- Продолжите фразу "Я - жизнь, которая хочет..." (на узких листочках высотой 3-4 см.)   Ограничения: не пишите о любви, счастье, мире, материальном благополучии, здоровье – этого хотят все. Не пишите о покое – когда-то все до него доживут. У вас есть 3-4 минуты, чтобы подумать о себе как о Жизни.   ИНДУКЦИЯ - этап мастерской, ("наведение"), актуализация части внутреннего мира участника (ассоциативные ряды, воспоминания, ощущения, эмоции, личный опыт...), пробуждение личностного интереса, создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого участника, создание личностного отношения к предмету обсуждения, мотивационный механизм.    
- Расположите свой листочек на стене в один ряд с другими, используя бостик или скотч. Мастер кладет на стол необходимое количество полосок скотча или шариков бостика, равное половине участников, не разрешая делиться с другими и вывешивать за других. Когда скотч на столе закончился, мастер объявляет задание остальным участникам для вывешивания своих текстов - в пару под то высказывание, которое ближе всего по смыслу или по контексту. Выдается бостик или скотч. Мастер рекомендует всем познакомиться на этом этапе с наибольшим количеством текстов.   АФИШИРОВАНИЕ - предъявление работ участников, оформленных в виде текстов, рисунков, схем, проектов, решений на листах бумаги. Может происходить с вывешиванием на стенах аудитории и без него (предъявление с места). Одна из форм социализации. Бостик - канцелярская «липучка» многоразового использования, не оставляющая следов ни на каких материалах, продается в крупных специализированных канцелярских магазинах (канцелярский «пластилин»)  
-Объединитесь в пары, согласно образовавшимся парам текстов, снимите тексты, сядьте вместе.   Если количество участников нечетное, мастер работает в паре с последним вывешивающим. Возможны варианты вывешивания текстов. Если в первом ряду их больше, то кто-то будет не выбран, и это маленькая, но травма. Если в первом ряду текстов меньше, последнему из вывешивающих не достается текста в пару, но мастер успевает «перехватить» этого участника прежде, чем он разволнуется. Второй вариант предпочтительнее. Если люди в аудитории не знакомы друг с другом, мастер предлагает познакомиться в паре.  
-Побеседуйте друг с другом по содержанию ваших текстов до "точки бифуркации" - до расхождения точек зрения, до противоречия.   Периодически мастер выясняет: кто еще не смог найти точку расхождения? Последним парам мастер помогает – перейдите в беседе с высоких уровней содержания на более низкий - материальный или даже бытовой. В особо трудных случаях мастер просит пару одновременно ответить на примитивный вопрос о выборе – какой марки или цвета машину (сумочку, куртку, телефон) вы хотите -в зависимости от состава пары. Социализация в паре. СОЦИАЛИЗАЦИЯ - этап мастерской, предъявление созданного другим участникам занятия (в паре, в группе, между группами, всему коллективу). Происходит в разных формах: афиширование, устный рассказ, беседа, чтение вслух, молчаливое чтение вывешенных работ, передача по кругу, показ театральной миниатюры, пантомимы и др.    
- В паре проделайте следующее упражнение. Постарайтесь, если хотите получить пользу для себя, сделать все искренне, неравнодушно. Вам выдан бумажный квадратик (5х5). Представьте, что это ТО, что вам сейчас ОЧЕНЬ НУЖНО (пауза). На счет три - СДЕЛАЙТЕ ЭТО СВОИМ. Я считаю: раз, два, три!   Можно обойтись без бумажки, просто предложить положить на одинаковом расстоянии друг от друга авторучку или карандаш и на время считать ее ничьей. Это упражнение-активитес выявляет соревновательную позицию участников. Одни хватают, другие «пересиживают», уступая молча, третьи берут, если партнер не взял и т.д. АКТИВИТЕС – упражнение, в котором участвуют все в позиции автора своего поведения. Носит тренинговый характер. Обычно выявляет жизненную позицию, стратегию в определенной, типовой ситуации, поведенческий стереотип, неосознаваемый участником действия. Поэтому рефлексия после него является обязательной.
- В паре: поделитесь друг с другом вашими ощущениями и чувствами в момент выполнения этого упражнения.   Мини-рефлексия – в данном случае актуальная (здесь и сейчас) эмоционально-чувственная позволяет зафиксировать в сознании собственную проявленную позицию. МИНИ – небольшая по времени и глубине работы. Необходима для фиксации внимания на «острых» моментах, запланированных в алгоритме. Может оказаться нужной в конфликтных непредвиденных ситуациях. РЕФЛЕКСИЯ - отражение, вспоминание своего проживания ситуации: чувств, ощущений, эмоций, состояний, эвристических моментов, разрывов, возникших у участников в ходе мастерской, ведущее к анализу собственного психического состояния и интеллектуального уровня.  
- Фронтально: кто хотел бы поделиться со всеми своими ощущениями?   Чтобы не было повторений, мастер благодарит пару за предъявленную рефлексию и спрашивает: у кого не так? Задача – выявить весь спектр позиций участников. Безоценочная устная фиксация. РЕФЛЕКСИЯ ПОСЛЕ РЕФЛЕКСИИ – уровневый вариант отражения. Позволяет продвинуться к пониманию определенной темы, вопроса, позиции.
- Объединитесь в группы.   Здесь объединение идет по желанию участников. Нечетное число участников в группе делает ее работу более перспективной, четное – может привести к «развалу» группы на группировки или пары. Оптимум 5-7 человек. Большое количество групп увеличивает время на межгрупповую социализацию. Мастер исходит из имеющихся обстоятельств.  
- Группой выработайте и на листе бумаги напишите ваши главные правила по отношению ко всему живому.   Лист бумаги выдается. Письменная фиксация взглядов позволяет «не потерять»собственную позицию, отстаивать ее в деталях, а в случае отказа от нее –осознавать, что и почему меняется в мировоззрении. СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ - этап мастерской, создание интеллектуального продукта в группе.  
- Озвучивание правил.   Мастер поддерживает безоценочную атмосферу – правила только выслушиваются. Если правила выражены общо, формально (любить, уважать, охранять «не навреди» - эта заповедь часто оказывается вызубренной и противоречащей реальному поведению), мастер «подбрасывает масла в огонь»: а если в вашу квартиру идут полчища тараканов – будут ли ваши правила работать? Обсудите в группе, если что-то изменится - зафиксируйте на листе. Снова короткая межгрупповая социализация – что изменилось? МЕЖГРУППОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - этап мастерской, предъявление созданного в группе продукта, рассмотрение, анализ, защита групповых гипотез, мнений, проектов.  
- Индивидуальное задание: -Запишите трех героев: волк, заяц, морковь. -Выберите одного, отметьте. -Напишите правила по отношению ко всему живому от его имени.     САМОКОНСТРУКЦИЯ - этап мастерской, создание собственного интеллектуального продукта: описание собственного опыта, наблюдения, формулирование идеи, гипотезы, проекта, конструирование модели явления, природного объекта, системы взаимосвязей и т.д.  
-Озвучивание по желанию.   Мастер следит, чтобы не было повторов. Фронтальная социализация. Ускоряет процесс в случае вспомогательных, не опорных заданий
- Группой сформулируйте отношение ко всему живому от лица человека, чьи следы деятельности я вам предложу. Выдан текст с 6 правилами для больных (см. приложение 1). Мастер уходит от ответа на вопросы: «Это доктор написал?», «Кто это написал?» с помощью «пинг-понга» - как вы считаете? – или подсказки в случае настойчивости участников – работайте со «следом деятельности», т.е. правилами, которые этот человек создал.   Социоконструкция
- Озвучивание.   Мастер держит безоценочную атмосферу. Только выслушивание. Межгрупповая социализация
- В группе: познакомьтесь еще с одним следом деятельности этого человека - с фотографией, на которой видно отношение реальных людей к этому реальному человеку. -Продолжайте формулировать отношение ко всему живому от лица этого человека. -Сделайте уточнения в случае необходимости.   (См. приложение 2). Подпись к фотографии должна быть отрезана и не выдается, она может быть предложена (озвучена) в конце мастерской. На вопрос «Где он находится?» можно ответить – не в толпе. Эта фотография либо усиливает первое впечатление от правил, либо ломает представления. Социоконструкция
-Озвучивание. За счет разногласий происходит расшатывание стереотипов формирования отношения к человеку по первому впечатлению, строится новый, более вдумчивый подход. Межгрупповая социализация
- В группе: уточните свое решение после знакомства с текстами этого человека.   Последовательно выдаются тексты (см. приложение 3). По требованию выдаются дополнительные материалы: фотографии - портреты, другие тексты. Имя не сообщается.   Социоконструкция
- В группе: Завершите формулирование отношения этого человека ко всему живому. При этом начните писать правило одинаково - с фразы "Я - жизнь, которая хочет..." При этом нельзя использовать цитаты из его текстов, только смыслы.   По мере готовности групп переходить к следующему этапу. Социоконструкция
Озвучивание. Афиширование. Мастер записывает на доске (можно использовать интерактивную) последовательно по мере готовности озвученные правила так, чтобы они были видны в сравнении. - Есть ли противоречия в формулировках? Вне зависимости от их наличия или отсутствия (безоценочность!) мастер спрашивает – хотите ли вы узнать, как об этом сказал сам человек, и кто это? Последний вопрос наверняка уже задавался. Межгрупповая социализация
- Познакомьтесь еще с одним текстом этого человека, где это правило им высказано (См. приложение 4). Выдается группам или зачитывается мастером вслух (второе ускоряет процесс) ДЕДУКЦИЯ - (“выведение”) - этап сверки своего выстроенного умозаключения или другого интеллектуального продукта с образцом; логическое умозаключение от общего к частному; способ изложения, при котором частные положения выводятся из общих; обратное индукции.  
- Предлагаю вам познакомиться поближе с этим человеком - Альбертом Швейцером.   Теперь сообщается имя доктора. Выдан текст с основными датами жизни (см. приложение 5). Возможно краткое сообщение мастера о Швейцере или предложен текст о нем. Также предлагаются другие отрывки из текстов А.Швейцера, выдержки из его автобиографии, фотографии (см.приложение 6). Дедукция
Разделитесь на пары.   Пары могут быть нового или старого состава. Если есть левши – желательно им быть вместе в паре. Т.к. упражнение из спортивного «репертуара», то лучше мужчина – с мужчиной, женщина – с женщиной. Желательно – напротив друг друга. Происходит перестановка парт в некий хаос, удобный для выполнения следующего упражнения-активитес.  
- В паре проделайте упражнение "борьба руками", представив, что вы на это время приняли универсальную экологическую этику А.Швейцера. Посмотрите в глаза партнеру и не отвлекайтесь от него на время выполнения упражнения. Примерьте на себя этику Альберта Швейцера, выраженную в словах «Я - жизнь, которая хочет жить. Я – жизнь среди жизни, которая хочет жить». На счет «три» выполните это упражнение: раз, два, три.   Мастер предупреждает, что выполнять упражнение все будут одновременно по его сигналу. В случае с нечетным числом участников он сам работает в паре с партнером, который ему достанется в последнюю очередь. Социоконструкция
-В паре: поделитесь друг с другом вашими ощущениями и чувствами в момент выполнения этого упражнения.     - Мини-рефлексия
-Кто хотел бы поделиться со всеми своими ощущениями? Для избегания повторов мастер обращается – у кого не так и не так? Выявление через прочувствование невозможности или затрудненности соперничества в случае принятия новой этики, появление возможности другого рода взаимодействия с человеком. Рефлексия после рефлексии
- Индивидуальное задание: выразите схематически или символически этическое правило - ядро новой экологической этики А.Швейцера. "Я - жизнь, которая хочет жить. Я - жизнь среди жизни, которая хочет жить." Нельзя пользоваться словами и "пейзажной лирикой".   Возможны варианты выкладывания работ по мере готовности – на большом столе (сдвоенные парты), который мастер приготовит во время выполнения рисунков; или на полу (мастер освобождает пространство и для афиширования рисунков, и для заключительной рефлексии). Поддерживается тишина, необходимая для осмысленного рисования. Самоконструкция
-Афиширование с пояснением (по необходимости). Все встают вокруг рисунков, ходят или перемещают рисунки. Мастер предлагает – задайте вопрос автору непонятого рисунка. Авторы отвечают на вопросы. Фронтальная социализация
-Рефлексия А: мое сегодняшнее открытие. в каких мыслях я укрепился? что изменилось в моем миропонимании? Какую связь я вижу сейчас между двумя упражнениями в парах? Возможны два варианта рефлексии – А и Б. Мастер озвучивает все вопросы. Участник выбирает один вопрос. Во время рефлексии мастер строго следит за тем, что говорит только рефлексирующий. Говорят все по очереди по кругу или по мере готовности к выступлению. РЕФЛЕКСИЯ - этап мастерской, (“отражение”) - отражение, вспоминание своего проживания мастерской: чувств, ощущений, эмоций, состояний, эвристических моментов, разрывов, возникших у участников в ходе мастерской, ведущее к анализу собственного психического состояния и интеллектуального уровня. .  
- Рефлексия Б: 1)Где меня принуждали и как? 2) Как меня вовлекли и где? 3) Какие трудности были у меня и как я их преодолела? 4) Когда я ощущал себя слабым учеником? Что было опорой? 5) Когда я ощущал себя сильным учеником? За счет чего мне удавалось опережать других? 6) Что мне помогало усваивать главные понятия и связи? 7) Кто и как меня оценивал? 8) Как мне жилось без знания цели? 9) В каких мыслях я укрепился? 10) Что изменилось в моем миропонимании? 11) Мое сегодняшнее открытие. 12) Какие способы моих действий сегодня имели для меня положительное значение? 13) Какие способы моих действий сегодня привели меня к неудаче (к тупику)? 14) Как я выбирался из своих тупиков? 15) Каковы основания моих действий? 16) От себя... В случае рефлексии Б вопросы для выбора следует напечатать для каждого участника. Желательно получить в целом ответы на все вопросы. Вариант Б дает возможность более серьезного осознания прожитого процесса. РАЗРЫВ - особое эмоциональное и интеллектуальное состояние участника мастерской: внутреннее осознание им неполноты собственного знания или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. Ядро мастерской, заранее планируемое мастером за счет поиска парадокса содержания. Этапом мастерской не является

Приложения

Приложение 1.

Кодекс поведения больных:

1. Вблизи дома доктора плевать запрещается.

2. Ожидающим приема не разрешается громко разговаривать.

3. Больные и сопровождающие их лица должны приносить с собой запас еды на целый день, потому что доктор не всех может принять утром.

4. Тот, кто без разрешения доктора проводит на пункте ночь, не будет получать лекарств.

5. Флаконы и жестяные коробочки из-под лекарств надо возвращать обратно.

6. Когда в середине месяца пароход уходит вверх по течению, не следует беспокоить доктора, кроме как в неотложных случаях, до тех пор пока пароход не вернется. В эти дни он пишет в Европу, чтобы получить оттуда хорошие лекарства.

 

 Приложение 2.

Факельное шествие студентов Осло в честь А.Швейцера при вручении ему Нобелевской премии мира (1954 год).

Приложение 3.

"Крестьянин, скосивший на лугу тысячу цветков для корма своей корове, не должен ради забавы сминать цветок, растущий на обочине дороги, так как в этом случае он совершает преступление против жизни, не оправданное никакой необходимостью".(с.233).

 

***

 

"Те люди, которые проводят эксперименты над животными, связанные с разработкой новых операций или с применением новых медикаментов, те, которые прививают животным болезни, чтобы использовать затем полученные результаты для лечения людей, никогда не должны вообще успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели. В каждом отдельном случае они должны взвесить, существует ли в действительности необходимость приносить это животное в жертву человечеству. Они должны быть постоянно обеспокоены тем, чтобы ослабить боль, насколько это возможно.

 

***

 

...Там, где животное принуждается служить человеку, каждый из нас должен заботиться об уменьшении страданий, которые оно испытывает ради человека.

...Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий" (с.223).

"Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно осознавать, насколько это необходимо. Я не должен делать ничего, кроме неизбежного,- даже самого незначительного". (с.223).

 

***

 

"Мы вновь осмеливаемся апеллировать к человеку в целом, т.е. и к его мышлению, и к его чувствам, приучая его познавать себя и быть верным самому себе. Мы хотим вернуть ему доверие к его собственной сущности". (Альберт Швейцер с.497). Из речи, произнесенной Альбертом Швейцером на церемонии вручения ему Нобелевской премии мира в Осло 4 ноября 1954 г. "Проблемы мира в современном мире" (с.491-499).

 

Приложение 4.

"Философия Декарта исходит из положения "Я мыслю, следовательно, я существую". Это убогое, произвольно выбранное начало уводит ее безвозвратно на путь абстракции. Его философия не находит контакта с этикой и задерживается в мертвом миро- и жизневоззрении. Истинная философия должна исходить из самого непосредственного и всеобъемлющего факта сознания. Этот факт гласит: "Я - жизнь, которая хочет жить, я - жизнь среди жизни, которая хочет жить". Это не выдуманное положение. Ежедневно и ежечасно я сталкиваюсь с ним. В каждое мгновение сознания оно появляется предо мной. Как из непересыхающего родника, из него постоянно бьет живое, охватывающее все факты бытия миро- и жизневоззрение. Из него вырастает мистика этического единения с бытием." (с.217)

"Как в моей воле к жизни заключено страстное стремление к продолжению жизни и к таинственному возвышению воли к жизни, стремление, которое обычно называют желанием, и страх перед уничтожением и таинственным принижением воли к жизни, который обычно называют болью, так эти моменты присущи и воле к жизни, окружающей меня, независимо от того, высказывается ли она или остается немой.

Этика заключается, следовательно, в том, что я испытываю побуждение выказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой. В этом и состоит основной принцип нравственного. Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей." (с.218).

 

Приложение 5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...