Политика формирования экологической культуры
В.А. ЯСВИН МИР ПРИРОДЫ В МИРЕ СОЗНАНИЯ ПЕДАГОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Учебно-методическое пособие
СОДЕРЖАНИЕ Введение Основные понятия 1. Политика формирования экологической культуры 1.1. Задачи работы с населением 1.2. Инструменты и институты формирования экологической культуры 1.3. Приоритетные механизмы формирования экологической культуры 1.4. Организационные механизмы работы с фокусными группами населения 1.5. Нормативно-правовое обоснование деятельности по формированию экологической культуры и определение полномочий органов управления Резюме 2. Педагогические основы формирования экологической культуры 2.1. Стратегии экологического образования в мире 2.2. Традиции российского экологического образования 2.3. Экологическая психопедагогика Резюме Cодержание экологического образования и просвещения 3.1. Педагогическое содержание формирования экологических представлений 3.2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы 3.3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы Резюме 4. Психолого-педагогические принципы и методы формирования экологической культуры 4.1. Общие педагогические принципы формирования экологической культуры 4.2. Методические принципы и методы формирования экологической культуры Резюме Методические аспекты формирования экологической культуры 5.1. Мир природы в образовательной среде 5.2. Эколого-психологический тренинг 5.3. Проект социально-педагогического движения “Эко-до” как эколого-образовательной среды
Резюме Возрастные особенности формирования отношения к природе 6.1. Отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте 6.2. Отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте Резюме Методики психологической диагностики отношения к природе 7.1. Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе "Натурафил" 7.2. Методика диагностики доминантности субъективного отношения к природе "Доминанта" 7.3.Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности "Эзоп" 7.4. Методика диагностики мотивации взаимодействия с природой "Альтернатива" 7.5.Методика структурно-динамической диагностики отношения населения к охраняемым природным территориям «Заповедные мифы» 7.6.Исследования экологического сознания Резюме. Профессиональная подготовка специалистов в области формирования экологической культуры 8.1. Содержание эколого-педагогической подготовки специалистов 8.2 Программа дополнительного профессионального образования «Основы формирования экологической культуры населения» Резюме ВВЕДЕНИЕ Решение экологических проблем сегодня рассматривается с позиций двух основных стратегических направлений: · технологического и · гуманитарного. Преобладающее на практике технологическое направление предусматривает разработку и широкое распространение ресурсосберегающих технологий во всех отраслях хозяйства, обеспечение технологических процессов эффективными системами очистки и т.д. Охрана природы в рамках этого направления осуществляется в основном с помощью нормативно-ограничительных, запретительных мер. При всей очевидной важности развития технологического подхода, постепенно приходит понимание того, что использование только его одного оказывается недостаточным, так как в нем практически не учитывается психология человека. Важнейшими факторами решения экологических проблем являются
· психологическая готовность людей внедрять уже существующие экологически безопасные технологии, · сознательное соблюдение экологических ограничений, · стремление принимать личное участие в природоохранной деятельности и др. Гуманитарное направление, как раз и предполагает смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей, то есть – формирование новой экологической культуры, как части общей культуры человека. Отечественная и мировая практика показала, что охрана окружающей среды, основанная лишь на запретительных мерах, является малоэффективной: возникает противостояние между государством (в лице природоохранных служб) и населением. При этом используются все доступные средства преодоления установленных запретов: от браконьерства до подкупа чиновников. Очевидно, что надежным гарантом устойчивого развития общества и поддержания здоровья среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения. "Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле" (Московская международная декларация об экологической культуре. Москва. 7 мая 1998 г.). ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Термин "экологический" чаще всего понимается как "связанный с окружающей средой". В широком смысле под окружающей средой принято понимать совокупность природных (физических, химических, биологических) условий и влияний, а также социальных факторов, окружающих человека. Современные программы экологического образования нередко включают и специальные разделы, посвященные изучению различных аспектов межчеловеческих отношений. В то же время, когда речь идет об "экологической политике", "охране среды" или "экологической безопасности" имеется в виду прежде всего окружающая природная среда. Именно в этом смысле, как "связанный с природой", слово "экологический" воспринимается большинством наших соотечественников и употребляется в тексте данного документа.
Слово "культура" первоначально означало "возделывание, ведение хозяйства", т.е. связывалось с поведением людей. Другое, наиболее распространенное сегодня, значение этого слова связано с обозначением сферы духовной жизни, то есть с сознанием людей. Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется уровнем его экологического сознания и освоенными практическими умениями в области природопользования.
ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1.1. ЗАДАЧИ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ Одним из приоритетов национальной экологической политики является создание системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий жителей с использованием для этого всех возможных инструментов и институтов. Для реализации данного приоритета необходимо обеспечить решение следующих задач: 1. формирование у населения системы представлений о ценности природных ресурсов, об основных положениях стратегии устойчивого развития, о проблемах поддержания здоровья среды и т.д.; 2. формирование гуманного отношения к природе, обеспечивающего психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм;
3. освоение населением экологически безопасных способов природопользования; 4. обучение людей осознанно использовать уникальный потенциал, который заключен в духовном общении с миром природы, для собственного личностного развития; 5. формирование у людей потребности в активной личной поддержке идей устойчивого развития и поддержания здоровья среды. Формирование представлений об устойчивом развитии, поддержании здоровья среды и ценности ресурсов предусматривает формирование базовых знаний и понимания того, что и как происходит в природе и между человеком и природой, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности. Наибольшее значение имеют представления: · о единстве человека и природы на глобальном экосистемном уровне (энергетический обмен между биосферой и техносферой и т.п.); · о единстве человека и природы на уровне социума (взаимосвязь природных условий и характера развития общества, вопросы экономики природопользования, экологическое право и т.п.); · о единстве человека и природы на уровне человека как биологического организма (взаимосвязь здоровья среды и здоровья человека и т.п.); · о единстве человека и природы на психологическом, личностном уровне (мир природы как духовная ценность, ценность "общения" с природой и т.п.). Формирование гуманного, партнерского отношения к природе предусматривает · воздействие на эстетическую и нравственную сферы человека, пробуждение и укрепление в людях желания беречь природу; · психологическое включение людьми своих взаимоотношений с животными и растениями в сферу действия этических норм. Природа рассматривается не столько как "окружающая среда", а в большей степени, как "мир природы", по отношению к которому люди могут проявлять свои чувства (жалость, сопереживание, сострадание и т.д.); именно "мир природы", а не "окружающая среда" оказывается отражаемым в творчестве поэтов, писателей и художников, то есть именно "мир природы" выступает для человека как личностно значимая, а не только как объективная ценность. Исследования психологов показывают, что именно гуманное, этическое отношение к природе (а вовсе не формальное знание экологических законов!) является основным регулятором экологического поведения людей, т.е. их действий и поступков, связанных с природопользованием и охраной природы. Таким образом, формирование гуманного отношения к природе, которому до настоящего времени уделялось гораздо меньше внимания, чем формированию научных экологических знаний, должно занять важнейшее место в содержании деятельности по формированию экологической культуры населения.
Освоение способов экологически приемлемого природопользования предусматривает формирование умения людей экологически грамотно осуществлять ту или иную деятельность, связанную с вторжением в природу. · способы устойчивого природопользования (причем, не только и не столько в сфере общественного производства, но и, главным образом, в сфере индивидуального природопользования - сбор грибов и ягод, сенокошение, использование химикатов на огороде, утилизация бытового мусора и т.д.); · способы научного изучения среды и ее здоровья; · способы деятельности по поддержанию здоровья среды (технологические, биотехнические, экономические, правовые, организационные, образовательные, агитационные) и т.д. Обучение людей осознанно использовать уникальные личностно развивающие ценности, которые заключены в психологическом общении с миром природы. Высокий уровень экологической культуры населения предполагает возможность активного использования каждым человеком не только материальных, но и рекреационно-развивающих ценностей природы для своего личностного развития и самосовершенствования. При этом реализуется ряд психологических функций общения с природой: · эстетическая функция - возможность любоваться красотой форм, наслаждаться приятными запахами, мелодичными звуками и т.д.; · познавательная функция - возможность наблюдать, узнавать новое и т.д.; · функция реализации этических потребностей - возможность любить и заботиться о ком-то и т.д.; · психотерапевтическая функция - снятие стрессовых состояний, снижение возбуждения и т.д.; · психофизиологическая функция - снижение артериального давления, устранение бессонницы и т.д.; · реабилитационная функция - повышенное стремление к контактам с природными объектами пациентов психиатрических больниц, воспитанников колоний, детских домов; · воспитывающая функция - формирование таких личностных качеств как доброта, любознательность, и т.д. Если целенаправленная образовательная деятельность позволяет людям открыть для себя психологический потенциал общения с природой, как особый природный ресурс, то это не только создает дополнительные возможности для их личностного развития, но и формирует убеждение в уникальной ценности мира природы, что само по себе является серьезным фактором, влияющим на развитие экологически безопасных технологий природопользования. Обеспечение активного участия широких слоев населения в поддержке идей устойчивого развития и поддержания здоровья среды – важнейший аспект деятельности по формированию экологической культуры. Необходимо развитие представлений населения, во-первых, об основных идеях и преимуществах стратегии устойчивого развития, и, во-вторых, о деятельности государственных и общественных структур, обеспечивающих возможности реализации данной стратегии (в частности, природоохранных организаций и учреждений): · о целях их создания и функционирования; · их роли в сохранении природы региона, страны, планеты в целом; · их научном и практическом вкладе в решение экологических проблем; · их роли в гармоничном развитии детей и молодежи. Важнейшую роль в вовлечении людей в активную природоохранную деятельность могут также играть их представления · об охраняемых животных, растениях, уникальных природных комплексах; о их культурной, эстетической, духовной и иной ценности; · о людях, которые посвятили свою жизнь охране и изучению родной природы. Позитивное отношение людей к природоохранным структурам является наиболее сильным стимулом активной общественной поддержки деятельности этих структур. Формирование положительного отношения людей к требованиям экологического законодательства, к деятельности природоохранных служб предполагает наиболее интенсивную и в то же время наиболее тонкую работу с населением. Вовлечение людей в непосредственную практическую деятельность по поддержанию здоровья среды формирует у них чувство сопричастности: человеку свойственно беречь то, на что была направлена его созидательная активность, во что был вложен его собственный труд. Эффективное решение поставленных задач позволит, во-первых, сформировать у жителей страны стремление к рациональному и экологически безопасному использованию природных ресурсов и, во-вторых, обеспечить возможность грамотного природопользования.
ИНСТРУМЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Реализация национальной экологической политики в сфере формирования экологической культуры населения обеспечивается действием соответствующих организационных инструментов и институтов. К основным организационным инструментам формирования экологической культуры населения могут быть отнесены: система непрерывного экологического образования, эколого-просветительская работа, экологическая пропаганда, эколого-художественная деятельность. К основным организационным институтам формирования экологической культуры населения могут быть отнесены: детские дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения дополнительного образования детей, а также дополнительного профессионального (постдипломного) образования, средства массовой информации, национальные парки, заповедники, музеи, зоопарки, ботанические сады, дома природы, государственные природоохранные службы, общественные организации, творческие союзы (писателей, художников, фотографов, кинематографистов и т.п.) и т.д. Экологическое образование осуществляется детскими дошкольными учреждениями, школами, вузами, учреждениями дополнительного образования детей, а также дополнительного профессионального (постдипломного) образования и др. Под "образованием" понимается "целенаправленный процесс воспитания и обучения... сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)" (Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 г.). Используя термин "образование" в строгом значении этого слова, правомерно говорить о лицензированных формах воспитания и обучения, которые к тому же, как правило, предусматривают подтверждение результатов этой деятельности соответствующими документами (свидетельствами, дипломами). Эколого-образовательная деятельность носит системный характер, предполагает формальную ответственность образовательной структуры за конечный результат образовательного процесса – уровень подготовленности своих выпускников. Эколого-просветительская работа национальных парков, заповедников, музеев, зоопарков, ботанических садов, домов природы и др. Просвещение подразумевает, прежде всего, целенаправленное информирование населения в экологических вопросах, вовлечение широких слоев населения в активное участие в природоохранной деятельности. Эколого-просветительская деятельность может осуществляться как государственными, общественными, частными организациями (учреждениями), так и отдельными лицами. Экологическое просвещение не дублирует и не заменяет содержание, формы и методы общего и профессионального экологического образования. Просветительская деятельность, как правило, носит более массовый характер, но, при этом, не имеет непосредственной обратной связи (типа экзаменов), подтверждающей степень усвоения населением распространяемой информации. Эффективность эколого-просветительской деятельности может быть установлена косвенными путями: например, отмечаемым снижением уровня экологических правонарушений, результатами социологических опросов и др. Экологическая пропаганда осуществляется государственными природоохранными службами, средствами массовой информации, общественными организациями и др. Средства экологической пропаганды - плакаты, значки, марки, красочные конверты, наклейки и т.п., отражающие экологическую тематику, а также экологические лозунги, обращения, видеоклипы (так называемая, социальная реклама) и т. д. Экологическая пропаганда привлекает внимание людей к определенным экологическим проблемам, формирует их интерес к тем или иным экологическим проектам, природоохранным организациям и т.д. Эколого-художественная деятельность творческих союзов и отдельных авторов (писателей, художников, фотографов, кинематографистов и т.п.). Средства искусства, такие как фильмы, картины, литературные произведения, художественные фотографии и т.д., показывающие мир природы и взаимоотношения природы и человека, оказывают мощное влияние на эмоциональную сферу людей. Это важнейший фактор формирования гуманного отношения к природе, так как именно произведения искусства стимулируют проявление эстетических чувств, вызывают размышления людей о своем отношении к окружающей природе, заставляют переосмысливать жизненные ценности и т.д. Широкий спектр инструментов и институтов формирования экологической культуры позволяет обеспечить комплексность эмоциональных и интеллектуальных средств воздействия на различные категории населения. Для эффективного использования инструментов и институтов формирования экологической культуры необходимо выполнять следующие основные требования: 1. Широкая социальная направленность. Работа по формированию экологической культуры ведется среди самых широких слоев населения (сельского и городского, детского и взрослого, бизнесменов и руководителей и т.д.). Приоритетной категорией являются учащиеся (школьники, студенты). Формированию экологической культуры осуществляется на основе широкомасштабного сотрудничества различных государственных и общественных структур: образовательных учреждений, национальных парков и заповедников, музеев, общественных организаций, органов самоуправления, средств массовой информации и т.д. 2. Профессиональное обеспечение. Необходимо стремиться к тому, чтобы деятельность по формированию экологической культуры населения осуществлялось профессионально подготовленными специалистами на базе соответствующего материально-методического обеспечения. Формирование экологической культуры осуществляется с учетом соответствующих социально-психологических закономерностей. К разработке социально-экологических программ наряду с биологами, географами, педагогами и другими "традиционными" природоохранными специалистами следует привлекать социологов и психологов, а также журналистов, представителей других творческих профессий. Эколого-образовательные методические разработки для усиления их эффективности целесообразно подвергать психологической экспертизе.
ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Для реализации цели национальной экологической политики в сфере образования – создания системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий жителей с использованием для этого всех возможных инструментов и институтов – необходимо определить комплекс приоритетных механизмов, позволяющих достигать максимального эффекта при минимальных затратах путем концентрации ограниченных ресурсов на наиболее перспективных направлениях. Представляется целесообразным выделить следующие приоритетные механизмы. 1. Подготовка квалифицированных специалистов в области эколого-просветительской работы и экологического образования и их методическое обеспечение: · на практике подавляющее большинство программ по формированию экологической культуры осуществляются лицами, не имеющими соответствующей профессиональной и методической подготовки, более того, – в условиях дефицита методической литературы; · как мировой, так и отечественный опыт однозначно свидетельствует, что профессиональная деятельность специалистов в области формирования экологической культуры обладает соответствующей спецификой, которая не тождественна традиционной деятельности ни школьных учителей, ни научных сотрудников особо охраняемых природных территорий, зоопарков или музеев, которые чаще всего и занимаются реализацией программ по формированию экологической культуры населения; · позитивные изменения уровня экологической культуры населения наиболее ярко проявляются в тех регионах, где соответствующая деятельность осуществляется специалистами, прошедшими необходимую подготовку; · подготовленные специалисты, в свою очередь, становятся "проводниками" современных методов формирования экологической культуры в своих регионах, консультируют коллег, обеспечивая повышение общего уровня эффективности данной деятельности в национальном масштабе.
Успешным примером профессиональной подготовки сотрудников особо охраняемых природных территорий к ведению эффективной эколого-просветительской работы с населением является 116 часовая "Программа учебного семинара для специалистов заповедников и национальных парков по экологическому просвещению", подготовленная и реализуемая Эко-центром "Заповедники". Данная Программа в 1998 году утверждена Госкомэкологией РФ и Рослесхозом. Программа включает такие разделы как "Социально-психологические основы общения и взаимодействия с населением", "Правовые аспекты заповедного дела", "Методические основы организации экопросвещения", "Поиск дополнительных источников финансирования". В конце обучающего семинара слушатели защищают выпускные работы и получают соответствующие государственные квалификационные свидетельства. Для преподавательской работы привлекаются ведущие специалисты, представляющие самые различные учреждения и организации: Российскую академию образования, Московский государственный университет, Дарвинский музей, Всемирный фонд дикой природы и др. Подготовку по этой Программе прошли более ста сотрудников заповедников и национальных парков России. Все они отмечают, что только благодаря данному обучению получили системные представления о своих профессиональных функциях, о способах и методах решения своих профессиональных задач. 2. Включение программ по популяризации идей устойчивого развития, поддержания здоровья среды и разъяснению ценности ресурсов в проекты, связанные с природопользованием: · в современных условиях общественное мнение может оказывать существенное влияние на реализацию тех или иных проектов, связанных с использованием природных ресурсов, и, даже, блокировать их реализацию; · экологическая экспертиза таких проектов, как правило, имеет сложное научное обоснование, которое остается недоступным для широких слоев населения; требуется организация специальной образовательной деятельности, обеспечивающей четкое понимание жителями экономической и социальной целесообразности данного проекта, его экологической опасности или безопасности. Таким образом, необходима концентрация ресурсов на образовательном сопровождении различных проектов, связанных с природопользованием. Такое сопровождение должно включать, как минимум, три этапа: 1. социально-психологическое исследование понимания данного проекта различными категориями населения и их отношения к этому проекту; 2. методическая подготовка информации о целесообразности данного проекта (экономической, экологической, социальной) для сообщения различным группам населения; 3. трансляция подготовленной информации по различным каналам (средства массовой информации, семинары для учителей, рабочие совещания руководителей и т.д.). Анализ экологических конфликтов между общественностью и предприятиями свидетельствует, что организация информационно-просветительского сопровождения деятельности этих предприятий может обеспечивать интересы не только населения, но и самих предприятий. Недостаточная информированность о характере воздействия на среду того или иного предприятия или проекта обязательно порождает в обществе мифологию, в которой производство выступает в роли этакого "монстра-загрязнителя", обусловливающего болезни людей, рождение детей-инвалидов, "пожелтение огурцов", "свечение рыбы" и тому подобные "экологические страшилки", которые далеко не всегда соответствуют истине. 3. Включение вопросов устойчивого развития, поддержания здоровья среды и ценности ресурсов в содержание образовательного процесса системы непрерывного экологического образования: · система непрерывного экологического образования является хорошо структурно организованной, охватывающей практически все детское население страны (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования детей и т.п.), а также значительную часть специалистов различного профиля (среднее и высшее профессиональное, а также дополнительное профессиональное образование); · через систему высшего, а также дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации) различных специалистов, можно наиболее эффективно проводить их экологическую подготовку, для чего необходимо включение в учебные планы соответствующих дисциплин; · именно в сфере экологического образования сегодня сосредоточены наиболее высококвалифицированные преподаватели и ученые (экологи, биологи, географы и т.п.); · на развитие системы формального экологического образования возможно централизованно оказывать государственное влияние путем усиления требований образовательных стандартов в сфере проблематики устойчивого развития и поддержания здоровья среды. Примером учебной программы современного типа, посвященной вопросам поддержания здоровья среды и ценности ресурсов, является разработанная в 1999 году программа курса "Охраняемые природные территории". Данный курс может преподаваться на уроках географии, а также в виде факультативных занятий. Стратегической целью программы является достижение в будущем широкой общественной поддержки деятельности государственных природных заповедников и национальных парков со стороны молодого поколения россиян. В содержание курса включены вопросы устойчивого природопользования, охраны дикой природы как общечеловеческой ценности, экологической эстетики, этики и т.д. Учащиеся знакомятся с наиболее известными природными парками мира, а также с российскими заповедниками и национальными парками. Особое внимание в программе уделяется изучению учащимися охраняемых природных территорий своего региона. 4. Всесторонняя поддержка (как методическая, так и финансовая) общественных инициатив по формированию экологической культуры: · именно общественная активность в сфере решения экологических проблем является ключевым механизмом реализации национальной экологической политики; · именно из среды общественных экологических движений часто выходят социальные лидеры, пользующиеся авторитетом и поддержкой населения, способные активно отстаивать идеи устойчивого развития и поддержания здоровья среды в сфере политики и государственного управления; · именно, общественные инициативы по формированию экологической культуры в максимальной степени учитывают региональную социальную и экологическую специфику, что позволяет им достигать максимальной эффективности; · через участие в деятельности экологических общественных организаций происходит и политическое объединению социально активных людей на основе идей устойчивого развития и поддержания здоровья среды. Важнейшую роль в информационно-методическом обеспечении просветительской деятельности неправительственных экологических организаций России и стран СНГ играет ассоциация "Экологическое образование" (АсЭкО). Это созданное в 1991 году общественное объединение провозглашает своей целью улучшение экологической обстановки средствами образования. Ассоциация стремится объединить творческий потенциал специалистов, содействовать разработке и распространению инновационных эколого-образовательных и просветительских программ и проектов. Ассоциация проводит семинары и конференции, издает специализированную литературу, апробирует и внедряет в отечественную практику зарубежный опыт. Ассоциацией издается информационно-методический журнал "Вестник АсЭкО", пользующийся заслуженной популярностью не только в среде общественных экологических организаций, но и у школьных учителей. 5. Поддержка деятельности по пропаганде идей устойчивого развития, поддержания здоровья среды и ценности ресурсов, осуществляемой природоохранными структурами, учреждениями культуры, средствами массовой информации, творческими союзами и другими учреждениями и организациями: · поистине грандиозные возможности по формированию экологической культуры всех этих институтов используются в явно недостаточной степени; · национальные парки, природные заповедники, музеи природы, зоопарки, ботанические сады и другие подобные учреждения обладают особым потенциалом, обеспечивающим уникальную образовательную среду для развития экологической культуры населения; такую среду обеспечивают как собственно образовательные ресурсы этих учреждений (природные комплексы, экспозиции), так и коллективы квалифицированных, преданных делу охраны природы специалистов, которые способны уже самим примером своего отношения к природе оказывать позитивное влияние на развитие экологического сознания посетителей; · работа с населением национальных парков, заповедников, учреждений культуры, средств массовой информации и т.п. осуществляются в рекреационном контексте, предполагает свободу выбора деятельности самими людьми, ориентирована в большой степени на их эмоциональную сферу, что в совокупности обеспечивает особенно высокую эффективность такой работы; · активная работа с населением природоохранных учреждений способствует укреплению их социального престижа, обеспечивает общественную поддержку их природоохранной деятельности. Охраняемые территории и экологическое просвещение Последние годы охраняемые территории, прежде всего заповедники и национальные парки, смогли убедится, что эколого-просветительская работа может содействовать эффективной охране природы. Первый опыт показывает, что они могут сыграть важную роль в изменении отношения общества к проблемам сохранения природного богатства России. Эколого-просветительский потенциал ООПТ чрезвычайно велик: Во-первых, они могут грамотно демонстрировать людям красоту, богатство сохраняемой природы, а также привлекать окрестное население, в первую очередь школьников, к непосредственной природоохранной деятельности. Во вторых, здесь работают квалифицированные специалисты. Проводимое на протяжении многих десятилетий изучение экологии отдельных видов, слежение за изменениями в природных экосистемах, сравнение этих процессов, с тем, что происходит в освоенной человеком среде, при умелой интерпретации может наглядно демонстрировать населению значимость сохранения дикой природы. В третьих, здесь имеется или создается материальная база для ведения экологического просвещения: музеи природы, визит - центры, экологические тропы, экспозиции под открытым небом и др. В настоящее время в большинстве заповедников и национальных парков созданы или создаются отделы экологического просвещения. Эти отделы призваны стать организаторами и методическими центрами работы с местным населением и посетителями, а также своего рода пресс-центрами, аккумулирующими информацию о научных и природоохранных достижениях заповедника или парка, с тем чтобы знакомить с нею жителей региона. Может оказаться эффективным использование зарубежного опыта по созданию службы интерпретаторов, специалистов, умеющих в доступной форме, увлекательно донести до людей знания о живой природе. В эколого-просветительскую работу, могут и должны быть вовлечены все работники заповедников и национальных парков, будь то научные сотрудники или работники охраны. Многие заповедники и национальные парки располагаются вдали от культурных центров, в самой глубинке России и потому, зачастую, на них возлагается роль проводников культуры, в первую очередь, экологической. Современное законодательство, а также разработанная ЭкоЦентром "Заповедники" методическая база ведения эколого-просветительской работы ООПТ, Концепция работы заповедников и национальных парков по экологическому просвещению населения, начатая работа по профессиональной подготовке сп<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|