Представление о сложности системы внутренних взаимосвязей в природе
Природа это не просто совокупность различных природных объектов, а сложная система, каждый элемент которой взаимосвязан с другими: любое воздействие на один из элементов этой системы с неизбежностью оказывает влияние и на множество других. Представление о природе как едином целом, обладающим сложной системной внутренних взаимосвязей, является ключевым естественнонаучным положением, глубокое понимание которого оказывает сильнейшее влияние на формирование психологической включенности личности в мир природы. Следует отметить, что широко используемое в экологическом образовании для обозначения характера экологических взаимосвязей понятие "равновесие в природе", является не совсем удачным как с собственно экологической, так и с педагогической точки зрения. Во-первых, порождаемая им ассоциация с некими уравновешивающимися весами представляет экологические связи как линейные, горизонтальные, хотя эти связи в реальности носят скорее характер пирамиды, что и фиксируется принятым в экологии понятием “биотическая пирамида”. Во-вторых, формирующийся под его влиянием мыслеобраз предполагает, что сдвинутые с точки равновесия весы никогда не поздно взять и уравновесить опять. В то время, как через понятие биотической пирамиды можно формировать мыслеобраз своеобразного “карточного домика”, который полностью разрушается, если вынуть хотя бы одну — причем, любую! — карту. Рассмотрим кратко сущность биотической пирамиды, представление о которой необходимо сформировать. Растения, поглощающие солнечную энергию, опираются на самую нижнюю ступень пирамиды — почву. Ступень, на которой располагаются насекомые, опирается на растения; ступень птиц и мелких хищников — на насекомых и т.д. На вершине пирамиды находятся крупные хищники.
Виды, составляющие одну ступень объединены типом питания. Представители каждой последующей ступени зависят от нижележащих, снабжающих их не только пищей, но и убежищами и т.д. Количество ступеней уменьшается снизу вверх. Так, на каждого хищника приходятся сотни особей его потенциальной добычи, тысячи особей добычи его добычи, миллионы насекомых, неисчислимое количество растений. Человек экологически находится на одной из промежуточных ступеней: на одном уровне с животными, поедающими как растительную, так и животную пищу — медведями, енотами, белками и т.д. Связи передачи энергии от получающих ее растений к следующим ступеням пирамиды называются цепями питания. Например, такой цепью питания является последовательность: почва — осина — лось — первобытный охотник, которая в настоящее время преобразовалась в цепь: почва — клевер — корова — крестьянин. Важнейшим, с точки зрения экологического образования является представление о том, что каждый вид, включая и человека,— это звено многих цепей питания. И лось и корова являются звеньями, по меньшей мере, сотен таких цепей: лося кормят не только осина, но и другие растения, а корову — не только клевер. Смерть организмов и их разложение возвращают энергию в почву, откуда начинается новый цикл. Если вначале развития биосферы пирамида была низкой и очень широкой, а цепи питания - короткими и простыми, то затем, в процессе эволюции, добавлялись ступень за ступенью, звено за звеном. Человек — это лишь одно из тысячдополнений, усложняющих биотическую пирамиду, делающих ее более дробной и разнообразной. Изменение одной части системы неизбежно приводит к изменениям других ее частей и цепей, вынуждает входящие в них организмы приспосабливаться к новым условиям. После каких-либо разрушительных воздействий система экологических связей в последствии так или иначе восстанавливается, но, как правило, на более низком уровне организации. Благодаря своей технологической мощи, человек способен оказываать такое воздействие на биотическую пирамиду, которое не оказывал нее за многие тысячелетия ни один другой биологический вид: она не имеет “опыта” приспособления к изменениям такого масштаба.
При этом, как оказалось, наука на сегодняшний день неспособна дать полный системный прогноз последствий таких изменений, вследствии чего они становятся не только неожиданными, но и зачастую трагическими. Простейший пример. Садовод обрабатывает ядохимикатами овощную рассаду, избавляясь, таким образом, от своего прямого пищевого конкурента — гусениц. При этом он своими действиями пытается трансформировать существующую в его представлении пищевую цепь: овощи — гусеницы+садовод, в более простую, которая энергетически для него выгоднее: овощи — садовод. Однако, он вскоре замечает, что певчие птицы, которые радовали его своими трелями погожими летними вечерами (названия их он не знал и не даже не задумывался об этом), вдруг исчезли. Садовод может так никогда и не догадаться, что на самом деле его действия затронули значительно более сложную, чем ему представлялось, пищевую цепь: например, овощи — гусеницы — певчие птицы — мелкие хищники — крупные хищники. Отравленными оказались не только гусеницы, но и певчие птицы (а также их потомство!), для которых умирающие гусеницы были особенно легкой, но в то же время смертоносной добычей. Если бы садовод имел представление о целостности мира природы, о пирамидальной модели его энергетических связей, возможно он бы даже из чисто эгоистических соображений предпочел бы поделиться урожаем овощей с гусеницами, чтобы иметь удовольствие слушать на своем участке птичье пение. Множество примеров анализа непредвиденных последствий вторжения человека в биотические связи в природе приводится в экологической литературе (ввоз кроликов в Австралию, тотальное истребление волков и хищных птиц в Европе и т.д.).
Таким образом, представление о сложности системы внутренних взаимосвязей в природе, позволяет личности понять единство людей и природы на общем экосистемном уровне. Представление об энергетическом обмене между техносферой и биосферой Вся история человечества, технического прогресса — это история углубления противоречия между всеобщим экологическим законом, в соответствии с которым все природные существа приспосабливаются к эволюционно сложившейся среде их обитания, и поведенческими стратегиями человека, который сам активно приспосабливает среду своего обитания. Человек окружил себя антропогенной искусственной средой, "второй природой", создал техносферу, ставшую мощным энергетическим фактором планетарного масштаба. Технологическая мощь человечества породила широко распространенную иллюзию, которая заключается в представлении о разделенности и независимости развития антропогенной среды, техносферы с одной стороны и эволюци мира природы, биосферы — с другой. Следствием такого представления является господствующая стратегия развития общества, предполагающая усиление мощи техносферы, которая призвана улучшить условия жизни человека, повысить комфортность его быта, количество пищи и т.д. Логика самодостаточности техносферы, доведеная до гротеска в произведениях писателей-фантастов, выглядит примерно так: не хватит естественных продуктов — будем производить синтетическую пищу (в тюбиках); не будет чистого воздуха — будем ходить в специальных скафандрах (скафандр для занятий спортом, скафандр для купания, скафандр для грудных детей); да и вообще, если что — построим подземные города с люминисцентными "солнцами" и ничто нам не страшно! К сожалению, реальная жизнь постепенно догоняет фантастику, и такая логика уже многим не кажется абсурдной. Представление о возможности самоизоляции человечества под защитой техносферы не только нелепо, но и просто ошибочно с точки зрения экологии. Энергетический обмен между техносферой и биосферой экологически неизбежен. Каждый человек объективно включен в этот энергообмен, о чем он должен иметь адекватное представление.
Любой технологический процесс начинается с изъятия вещества и энергии из природы, затем сопровождается их транспортировкой, переработкой и заканчивается выделением ненужных отдходов — выбросом их обратно в биосферу. Следовательно, существуют не два взаимонезависимых энергетических цикла — один в биосфере, а другой в техносфере, а один общий энергетический обмен. Изъятые из природы ресурсы усваиваются на 2 — 10 %, а 90 — 98% (!) составляют выбросы в биосферу отходов их переработки. Причем эти отходы уже, как правило, не разлагаются на исходные вещества, а представляют комплексы, не подлежащие усвоению в биосфере, то есть загрязняют ее, заваливают отходами в прямом смысле. Природа превращается в свалку энергетического и попросту физического мусора. В результате экспансии антропогенных отбросов в биосфере происходят неизбежные изменения, вызывающие деформацию качества элементов и свойств среды, которые, в свою очередь, являются экологическими факторами для каждого человека как биологического существа: чистоты воды и воздуха, уровня радиации и шума, спектра солнечного света и т.д. Во многих случаях параметры этих факторов превосходят критические уровни и становятся попросту смертоносными для человека. Концентрированные и масштабные нарушения жизненно важных экологических факторов называют экологическими катастрофами. В настоящее время каждый человек использует необходимые ресурсы в "загрязненном" виде. Просто пока дозы загрязнения еще не хватает, чтобы убить человека сразу — это происходит постепенно и ежедневно. В результате люди меньше живут, чаще болеют, рождаются дети-инвалиды и т.д. Такая ситуация называется экологическим кризисом. Уже сегодня за дополнительную плату можно купить "экологически чистые продукты", произведенные в особых условиях. Значит все другие, "обыкновенные" продукты... "экологически грязные". В чем же тогда смысл дальнейшего усиления техносферы"? Таким образом, представление об энергетическом обмене между техносферой и биосферой позволяет личности понять единство людей и природы на уровне человека как биологического организма. Представление о мире природы как о духовной ценности Господство в общественном экологическом сознании антропоцентрической парадигмы обусловливает абсолютное доминирование рассмотрения ценности природы только с экономической точки зрения. Идея необходимости охраны природы, соответственно, опирается на экономическую логику — логику сбережения "природных ресурсов" как разновидности экономических ресурсов. Однако, большинство природных объектов не имеют очевидной экономической ценности для человека. Исследования показали, что только около 5 % видов растений и животных могут съедаться, продаваться или еще как-то употребляться в экономических целях.
И вот, когда под угрозой оказывается какой-либо “неэкономический” природный объект, который, тем не менее вызывает симпатии людей (то есть представляет для них психологическую, духовную ценность), ученые буквально пускаются на хитрости, чтобы доказать его экономическое значение, ведь только экономически ценный объект достоин снисхождения "царя природы". Так, в начале века, было замечено, что певчие птицы начинают исчезать. Орнитологи бросились им на выручку, приводя не слишком убедительные точки зрения науки, но зато абсолютно точно психологически выверенные расчеты, согласно которым насекомые буквально съедят человечество, если птицы не будут контролировать их численность. Такого рода доводы встречаются и в современной школе, когда изготовление скворечников аргументируется ролью скворцов в уничтожении садовых и огородных вредителей. Характерно, что при этом умалчивается о количестве вишен и других плодов, съеденных и поклеванных стаями скворцов, которое прекрасно известно любому садоводу. На самом деле скворец просто симпатичен людям: скворец — “символ весны”; он "радостно" поет и способен подражать антропогенным звукам: скрипу дверей, работающему трактору и даже человеческому голосу; наконец, он просто очень красив и, главное, живя рядом с человеком не боится его и позволяет любоваться собой с близкого расстояния. Но того, что скворец просто симпатичен, оказывается мало, это еще недостаточное основание, чтобы он имел право на заботу, и школьникам приводятся аргументы об его экономической полезности. Формирование у школьников представления о мире природы как о духовной ценности, о "ценностно-культурном смысле" природы имеет в педагогике давние традиции (Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо и др.). “Зовите меня варваром в педагогике,— писал К.Д.Ушинский, — но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога”. Таким образом, представление о мире природы как о духовной ценности позволяет личности почувствовать единство людей и природы на психологическом, личностном уровне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|