Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовое обоснование деятельности по формированию экологической культуры и определение полномочий органов управления

Деятельность по формированию экологической культуры населения полностью соответствует положениям Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991). В рамках данного Закона предусматривается создание «системы всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования» для всех категорий населения страны – от дошкольников до специалистов, с использованием возможностей как образовательных учреждений всех уровней, так и средств массовой информации.

Приоритетная роль широкого экологического образования в России подчеркивается в Постановлениях Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» (№ 1208) от 4 ноября 1994 г. и «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по экологическому образованию населения и ее персонального состава» (№ 91) от 26 января 1995 г. и ряде других подобных документов.

В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента России от 1 апреля 1996 г. № 440, подчеркивается, что одним из ключевых факторов экологической безопасности страны является `воспитание и образование населения на принципах понимания необходимости сохранения биосферы. Именно вопросы развития экологического сознания выделяются в этом документе как приоритетные.

       Особую роль в формировании экологической культуры могут играть национальные парки и заповедники. Федеральный Закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. в статье 7 наряду с собственно охранной и научной деятельностью предписывает национальным паркам и заповедникам вести также эколого-просветительскую работу с населением. Данный Закон рассматривает экологическое просвещение в числе основных задач национальных парков как учреждений, имеющих соответствующий статус, а также допускает возможность проведения на территориях заповедников мероприятий и деятельности, направленной на выполнение эколого-просветительской работы.

В соответствии с положениями данного Закона разработана Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения, утвержденная Госкомэкологии России 21 июня 1998 г. и Федеральной службой лесного хозяйства России 28 июля 1998 г. В этом документе, в частности, подчеркивается, что эколого-просветительская деятельность осуществляется в целях: «обеспечения поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимого условия выполнения заповедниками и национальными парками своих природоохранных функций», а также «участия в формировании экологического сознания и развития экологической культуры людей».

Однако следует отметить, что нормативно-правовая база для широкого развития в стране просветительской и образовательной деятельности по формированию социальной поддержки сохранения редких видов пока не отвечает современным требованиям.

Разработанный Федеральный Закон «О государственном регулировании образования в области экологии» отклонен Президентом Российской Федерации, что в свою очередь обусловливает отсутствие правовой основы Федеральной целевой программы «Экологическое образование и просвещение населения России в 1997–2010 годах», которая соответственно не финансируется государством.

Таким образом, важно сосредоточить внимание региональных законодателей на правовом регулировании вопросов, связанных с просветительской и образовательной деятельностью в области сохранения природы, на скорейшей разработке и принятии соответствующих документов на региональном уровне, как это уже сделано во многих субъектах Федерации.

В качестве нормативно-правовой основы для разработки политики в сфере формирования экологической культуры населения могут быть рекомендованы следующие документы:

· Конституция Российской Федерации (Ст. 71);

· Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991);

· Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”» (1996);

· Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992);

· Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (1991);

· Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995);

· Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999);

· Указ Президента Российской Федерации «О Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (№ 236 от 04.02.93);

· Тбилисская Декларация (1-я Всемирная Межправительственная Конференция по вопросам образования в области окружающей среды, 1977);

· Международная стратегия действий по образованию в области окружающей среды на 90-е годы (Конгресс Юнеско-ЮНЕП, 1987);

· «Повестка дня на XXI век» (Всемирный форум по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992) и другие подобные документы.

       Опыт организации деятельности по формированию экологической культуры населения свидетельствует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть отнесены: 1) организация процесса формирования экологической культуры на производстве и в быту; 2) развитие региональной системы экологического образования и просвещения; 3) включение вопросов формирования экологической культуры в целевые и иные программы развития региона; 4) реализация в пределах своей компетенции федеральных эколого-образовательных и эколого-просветительских программ.

       К полномочиям органов местного самоуправления относятся: 1) организация экологического образования в подведомственных образовательных учреждениях (в том числе дошкольных); 2) ведение эколого-просветительской деятельности на базе местных средств массовой информации, библиотек, музеев, учреждений культуры и производства; 3) включение расходов на формирование экологической культуры в местные бюджеты, организация фондов развития экологической культуры, установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих деятельность по формированию экологической культуры населения; 4) создание координационно-методических и иных консультационных советов и т. п.

       Общественные организации и объединения граждан также могут: 1) участвовать в конкурсах по разработке и реализации эколого-просветительских программ; 2) осуществлять общественный контроль за развитием экологического образования и просвещения в регионе; 3) создавать различные структуры, направленные на формирование экологической культуры (в том числе специальные фонды); 4) запрашивать и получать необходимую информацию.

 

           РЕЗЮМЕ

1. Одним из приоритетов национальной экологической политики является создание системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий населения. Для реализации данного приоритета необходимо обеспечить решение следующих задач:

· формирование у населения системы представлений о ценности природных ресурсов, об основных положениях стратегии устойчивого развития, о проблемах поддержания здоровья среды и т.д.;

· формирование гуманного отношения к природе, обеспечивающего психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм;

· освоение населением экологически безопасных способов природопользования;

· обучение людей осознанно использовать уникальный потенциал, который заключен в духовном общении с миром природы, для собственного личностного развития;

· формирование у людей потребности в активной личной поддержке идей устойчивого развития и поддержания здоровья среды.

2. К основным организационным инструментам формирования экологической культуры населения могут быть отнесены: система непрерывного экологического образования, эколого-просветительская работа, экологическая пропаганда, эколого-художественная деятельность.

3. К основным организационным институтам формирования экологической культуры населения могут быть отнесены: детские дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения дополнительного образования детей, а также дополнительного профессионального (постдипломного) образования, средства массовой информации, национальные парки, заповедники, музеи, зоопарки, ботанические сады, дома природы, государственные природоохранные службы, общественные организации, творческие союзы (писателей, художников, фотографов, кинематографистов и т.п.) и т.д.

4. Можно выделить следующие приоритетные механизмы формирования экологической культуры:

· Подготовка квалифицированных специалистов в области эколого-просветительской работы и экологического образования и их методическое обеспечение.

· Включение программ по популяризации идей устойчивого развития, поддержания здоровья среды и разъяснению ценности ресурсов в проекты, связанные с природопользованием.

· Включение вопросов устойчивого развития, поддержания здоровья среды и ценности ресурсов в содержание образовательного процесса системы непрерывного экологического образования.

· Всесторонняя поддержка (как методическая, так и финансовая) общественных инициатив по формированию экологической культуры.

· Поддержка деятельности по пропаганде идей устойчивого развития, поддержания здоровья среды и ценности ресурсов, осуществляемой природоохранными структурами, учреждениями культуры, средствами массовой информации, творческими союзами и другими учреждениями и организациями.

· Усиление роли гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности наряду с развитием традиционных подходов, основанных на естественнонаучной методологии.

5. Достижение поставленных целей и решение стратегических задач экологической политики требует выделения отдельных фокусных (целевых) групп населения. В отношении каждой фокусной группы необходимо использовать различные организационные механизмы, обусловленные как ее психологическими особенностями, условиями жизни, так и той социальной функцией, которую данная группа населения выполняет в обществе.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...