Принципы экологического права
Принципы экологического права как отрасли права должны соответствовать потребностям оптимального взаимодействия общества и природы [Дмитренко …, 2014]. В силу этого им присущи следующие черты: 1) объективная обусловленность — правовой принцип является верным, если он соответствует природе, истории и обществу; 2) историческая обусловленность — принципы правового регулирования меняются с изменением государственной политики и государственного строя; 3) системность — все принципы экологического права можно классифицировать на общеправовые, принципы общей части и принципы особенной части. Общеправовые (конституционные) принципы экологического права в основном закреплены в Конституции РФ, поэтому они представляют собой нормативные предписания, обладающие наивысшей юридической силой. К их числу относятся следующие принципы. Принцип народовластия. Российский народ имеет возможность осуществлять свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2, ст. 3 Конституции РФ). Многонациональный российский народ является единственным источником власти в России и носителем суверенитета (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ). Избранные народом органы власти на местах при отводах и изъятии земель под строительство каких-либо объектов обязаны информировать население о предстоящем предоставлении земель и выявлять мнение общественности на местных референдумах, собраниях, сходах граждан и т. д. Общественный экологический контроль является формой экологического контроля, который действует наряду с государственным и производственным экологическим контролем.
Принцип гуманизма. Отношения природопользования строятся с учетом интересов не только современных людей, но и будущих поколений. Этот принцип имеет две стороны: а) недопустим такой порядок использования объектов природы, который бы наносил вред здоровью людей. Запрещается превышение предприятиями нормативов выбросов вредных веществ в атмосферу, уровней шума, вибрации, магнитных полей и т. п.; б) каждый субъект экологических правоотношений обязан осуществлять свою деятельность экологически безопасным способом. Так, принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, должна предшествовать государственная экологическая экспертиза. Принцип социальной справедливости. Все граждане равны перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), государство гарантирует судебную защиту прав и свобод любого гражданина России (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и т. п. Данный принцип обеспечивает каждому субъекту экологических правоотношений равноправное положение в природопользовании. Принцип законности. Субъекты экологических правоотношений должны точно и безусловно выполнять все нормативные предписания. Составными элементами этого принципа являются: а) принцип всеобщности, состоящий в распространении нормативных предписаний на всех без исключения субъектов экологических правоотношений. Каждый проживающий на территории России обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ) и т. д.; б) принцип безусловности, не допускающий отступления от выполнения нормативных предписаний под предлогом каких-либо обстоятельств, не предусмотренных законом; в) принцип единства, предполагающий единообразное применение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений на любой территории России. Законность не может быть калужской, казанской или рязанской, она должна быть единообразной — российской.
Принцип интернационализма. Международно-правовые нормы имеют приоритет перед национальными. Так, если международным договором России в области охраны окружающей природной среды, заключенным с иным государством (государствами), установлены иные правила, чем это предусмотрено национальным законодательством, то применяются правила международного договора (ст. 82 ФЗ «Об охране окружающей среды). Принцип имеет международную и национальную стороны. С международной стороны он предполагает международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст. 81 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Принцип равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм хозяйствования (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Он обеспечивается: а) пресечением монопольных тенденций, возникающих в ходе хозяйственной эксплуатации природных объектов. Органы Федеральной антимонопольной службы вправе осуществлять установленное законом вмешательство в деятельность предприятий-природопользователей вплоть до их принудительного разделения и ликвидации; б) защитой от незаконного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий-природопользователей. Предприятия могут взыскивать с органов управления и должностных лиц, виновных в принятии незаконных решений, ущемляющих права этих предприятий, полную сумму материального вреда, а также добиваться судебной отмены незаконных решений. Принцип стимулирования надлежащего исполнения природопользователями своих прав и обязанностей. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрен экологический механизм охраны окружающей среды, установлена платность за использование природных ресурсов, введены налоговые и иные льготы при внедрении предприятиями малоотходных и безотходных технологий и т. д. В экологическом законодательстве применяется позитивное и негативное стимулирование. Первое выражается в стимулировании природопользователей надлежащему исполнению ими своих обязанностей, второе — в наличии и применении юридической и иной ответственности за нарушения. Как правило, виды стимулирования используются в комплексе.
Принцип субъективного вменения. Эколого-правовая ответственность применяется только за виновные экологические правонарушения (ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Исключение составляет ответственность, применяемая к владельцам источников повышенной опасности, если данным источником причинен вред окружающей среде (ст. 1064 Гражданского кодекса РФ). Ответственность таких владельцев за причиненный ими ущерб при отсутствии их вины в этом введена в качестве меры, обеспечивающей соблюдение ими повышенной осторожности. Она не имеет характера административного, уголовного или другого вида наказания, а носит компенсационный характер. Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ); обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ). Принцип сочетания убеждения и принуждения. Меры дисциплинарной ответственности применяются к отдельным лицам и в необходимых случаях (ст. 190 Гражданского кодекса РФ). При малозначительности административного проступка, совершенного в сфере природопользования, нарушитель может быть освобожден от ответственности и с устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ); при совершении преступления в сфере экологических отношений, не представляющего общественной опасности, в определенных в законе случаях виновный может быть освобожден от уголовной ответственности с передачей на поруки коллективу. Вместе с тем ни один виновный в совершении тяжелого экологического преступления (преступного посягательства и др.) не может уйти от ответственности.
Принцип гласности. Каждый проживающий на территории России имеет право на правдивую информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ); должностные лица, виновные в искажении этой информации, несут административную и иную ответственность. При применении ответственности за экологические правонарушения должна соблюдаться гласность, поскольку это имеет важнейшее профилактическое значение. Принципы общей части экологического права обусловлены спецификой регулируемого объекта — экологической системы страны, состоящей из совокупности природных объектов. В силу этого выделяются следующие принципы. Принцип приоритета интересов народов, проживающих на соответствующей территории, и защиты прав отдельного человека: а) Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ). б) Природные объекты не могут отчуждаться у России в пользу другого государства, за исключением случаев, определенных законодательством. в) Управление в сфере использования и охраны природных объектов контролируется органами управления общей компетенции (надведомственными органами); г) Государство вправе вмешиваться в отношения по использованию природных объектов, в том числе изымать и принудительно выкупать их для государственных и муниципальных надобностей. Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Это право обеспечивается охраной окружающей среды; созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан; производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медицинской помощи. Тесно примыкает в первому принципу и является его обеспечительным правилом принцип примата (первенства, главенства) общегосударственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, устраняющий возобладание ведомственных интересов над общегосударственными. Так, земли предоставляются только по решению местной администрации. Министерства и ведомства осуществляют лишь отдельные функции по управлению природопользованием и охране окружающей среды. Принцип строгого целевого использования природных объектов обязывает использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением. В частности, не допускается использование земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственных целях, за исключением случаев, определенных законом. Закрепленная в проектах хозяйственного устройства природных объектов воля государства обязательна к исполнению природопользователем. За отступление от утвержденного в установленном порядке проекта землеустройства без надлежащего на то разрешения для виновных должностных лиц предусмотрен штраф.
Принцип рационального и эффективного использования природных объектов состоит в получении наибольшего эффекта от хозяйственной эксплуатации природных объектов с минимальными затратами и без нанесения экономического и экологического вреда. Нерациональное использование природных объектов считается нарушением: наряду с наказанием для виновных оно может повлечь за собой прекращение права природопользования (например, за бесхозяйственное использование земель для виновных должностных лиц установлен штраф, сам же факт такого землепользования является основанием для возможного изъятия участка). Этот принцип имеет экономическую и экологическую стороны. Сэкономической стороны он предполагает максимальное достижение положительного эффекта в использовании объектов природы при оптимальных затратах; с экологической — обеспечение максимальной экологической безопасности в ходе природопользования и охрану окружающей природной среды. Принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов направлен на защиту природных объектов от отрицательных последствий хозяйственной эксплуатации. Всякое действие по хозяйственной эксплуатации того или иного природного объекта должно сопровождаться разработкой и осуществлением мероприятий по его охране: использование пахотных земель предполагает мероприятия по повышению плодородия почв, вырубка лесов — лесовосстановительные работы и работы по лесоразведению и т. д. В случае конфликта экономических и экологических интересов в природопользовании, т. е. в ситуации, когда выгодный способ природопользования оказывается вредным для эксплуатируемого природного объекта, приоритет отдается экологическому интересу: способ природопользования изменяется либо прекращается. Принцип комплексного подхода в природопользовании выражается в необходимости учитывать все экологические связи используемого природного объекта с другими объектами и окружающей средой в целом. В силу этого каждый конкретный вид природопользования обычно характеризуется основной целью его осуществления и попутными целями, которые вытекают из основной. Например, землепользователь наряду с обязанностями и правами по поводу целевого, рационального и эффективного использования земельного участка неизбежно получает обязанности и права эксплуатировать его способами, обеспечивающими сохранность водных объектов, находящихся на его земле; не нарушать права и законные интересы соседних природопользователей (лесопользователей, недропользователей) и т. п. Принцип устойчивости природопользования обусловлен потребностью в том, чтобы каждый природопользователь был уверен в стабильности своего положения и мог производить все необходимые работы при эксплуатации природного объекта. Так, аренда земли, как правило, должна носить долгосрочный характер — от пяти лет и более, ибо в противном случае она будет использована хищнически, «на износ». Принцип устойчивости природопользования обеспечивается различными положениями законодательства: а) в законе содержится исчерпывающий перечень оснований, по которым может осуществляться изъятие природных объектов у лиц, их использующих; б) в законе предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность лиц, использующих природные объекты; в) законом определяется процедура защиты на случай незаконного вмешательства в деятельность природопользователей. Принцип платного использования природных ресурсов и природных объектов. В 1991 г. Законом РФ «О плате за землю» (№ 1738-1 от 11.10.1991 г. в ред. от 26.06.2007 г.) была введена плата за использование земли. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (в ред. от 29.12.2015 г.) установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе плата: – за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; – сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; – хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (ст. 3 и 16 ФЗ «Об охране окружающей среды»). С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ» № 148-ФЗ от 11 ноября 2003 г. (ред. от 27.12.2009 г.), дополнивший Налоговый кодекс главой 25.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, главой 25.2. Водный налог и главой 26. Налог на добычу полезных ископаемых. Принцип плановости природопользования основан на том, что экологические отношения представляют собой одну из разновидностей исторически обусловленных производственных отношений, осуществляемых в сфере экономики. В связи с переходом к рыночной экономике указанный принцип стал играть менее важную роль, однако он остается весьма значимым. Для организации правильной хозяйственной эксплуатации и охраны всех природных объектов, входящих в экологическую систему РФ, необходимо: – учитывать природные и социально-экономические особенности территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; – запрещать хозяйственную и иную деятельность, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; – помнить о презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также об ответственности органов государственной власти всех уровней за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности соответствующих территорий. В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» планирование мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе федеральных и региональных экологических программ с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов. Финансирование этих программ и мероприятий производится за счет различных источников. Принципы особенной части экологического права составляют определенные приоритеты в использовании тех или иных природных объектов. Приоритет земель сельскохозяйственного назначения. Земли, пригодные по своим свойствам для использования в сельском хозяйстве, в первую очередь должны предоставляться для сельскохозяйственных целей. Для несельскохозяйственных целей должны предоставляться худшие земли, непригодные для сельского хозяйства. Использование любых земель должно сопровождаться работой по повышению плодородия почв. При выполнении работ, связанных с повреждением плодородного слоя земли, последний должен сниматься, храниться и направляться на осуществление мероприятий по повышению почвенного плодородия. Приоритет вод питьевого и бытового назначения. Водные объекты предоставляются в первую очередь для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. Приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых. В частности, запрещается застройка площадей залегания полезных ископаемых, за исключением случаев проведения мероприятий, обеспечивающих возможность извлечения полезных ископаемых. Приоритет лесов защитного назначения. Леса, имеющие водоохранное, защитное, климаторегулирующее значение, несут правовой статус повышенной охраны. Незаконная порубка деревьев в этих лесах влечет за собой повышенную ответственность [КоАП РФ, 2001 (в ред. от 09.03.2016 г.)]. Приоритет существования животных в состоянии естественной свободы. Не допускается пользование животным миром в научных, культурных и просветительских целях, если это сопряжено с изъятием животных из природных среды или наносит вред среде обитания, а также использование животного мира с изъятием из среды обитания или нарушением этой среды [О животном…, 1995 (в ред. от 13.07.2015 г.)]. Перечисленные принципы представляют собой «микросхему» экологического права. Они не являются чем-то раз и навсегда установленным: с изменением исторических условий и политических задач совокупность принципов может изменяться, дополняться новыми принципами. Контрольные вопросы 1. Какое место занимает экологическое право в системе российского права? 2. Что является предметом экологического права? 3. Что из себя представляют экологические правоотношения? 4. Что является предметом экологического права? 5. Какова важнейшая задача регулирования общественных отношений в области охраны окружающей среды? 6. Что понимают под институтом экологического права? 7. Какие составные части включает система экологического права? 8. Что включает общая часть системы экологического права? 9. Что представлено в особенной части экологического права? 10. Что регулирует специальная часть экологического права? 11. Какие методы экологического права известны? 12. Какие существуют подходы к установлению прав и обязанностей субъектов правоотношений? 13. В чем суть императивного подхода экологических правоотношений? 14. Каковы особенности диспозитивного подхода экологических правоотношений и в каких формах он проявляется? 15. Что понимают под нормами экологического права? 16. Какие группы норм экологического права известны? 17. Суть норм-принципов, норм-приоритетов и норм-правил. 18. Какие нормы-правила известны? 19. Какие элементы эколого-правовой нормы известны? 20. Что понимают под такими терминами экологического права, как гипотеза, диспозиция, санкция? 21. Какие общеправовые (конституционные) принципы экологического права известны? 22. Какие принципы общей части экологического права известны? 23. Какими принципами специальной части экологического права необходимо руководствоваться природопользователям?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|