Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ источников экологического права

Все источники, которые представлены выше, формируют систему источников экологического права.

Конституция РФ. При анализе Конституции РФ как самого главного источника экологического права можно выделить две группы норм:

1) общего характера,

2) непосредственно экологические.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма имеет непосредственное отношение к экологическому праву, прежде всего в части обеспечения, соблюдения и защиты экологических прав каждого. «Достойная жизнь человека», которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические аспекты.

Конституция устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9). Это положение может оцениваться как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов — природопользователей. Оно содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов. Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), Конституция РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Одновременно с признанием субъективных экологических прав Конституция РФ возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Конституция РФ определяет, какие вопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно с Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст. 71).

Вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Федеральные договоры определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в области природопользования и охраны окружающей среды. Важным является положение договоров о том, что законопроекты Российской Федерации по предметам совместного ведения направляются ее субъектам. При принятии федерального закона в Государственной Думе РФ учитываются позиции субъектов Федерации.

Источниками экологического права Российской Федерации являются следующие федеративные договоры:

– о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации;

– о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

– о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права. Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей среды) являются составной частью ее правовой системы. Одновременно закрепляется примат норм международного права над национальными. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (Конституция РФ, ч. 4 ст. 15).

Важное место среди актов международного права занимают документы международных конференций по охране окружающей среды, в частности Стокгольмской (1972), Бразильской (1992), Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) и др.

Российская Федерация (в том числе в качестве правопреемницы СССР) является участницей многих международных соглашений, касающихся как охраны окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов, например, Венской конвенции по защите озонового слоя (1985), Монреальского протокола по веществам, истощающим озоновый слой (1987), Соглашения о сохранении белых медведей (1973), Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (1973), Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (1992) и др. [Экологическое …, 2015].

Законы (конституционные и федеральные). Закон является средством закрепления государственной экологической политики и принимается органом представительной (законодательной) ветви государственной власти по поводу определения политики государства в сфере взаимодействия общества и природы или всенародным голосованием — референдумом. Согласно ст. 15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в том числе в области экологических отношений, не могут применяться, если они не были опубликованы официально для всеобщего сведения.

Основополагающие положения природопользования закреплены в Конституции РФ, на основании которых приняты следующие законы:

1) Закон РФ «О недрах» № 2395 от 21.02.1992 г.;

2) Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» № 26-ФЗ от 23.02.1995 г.;

3) Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14.03.1995 г.;

4) Федеральный закон «О животном мире» № 52-ФЗ от 24.04.1995 г.;

5) Федеральный закон «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23.11.1995 г.;

6) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999 г.;

7) Земельный кодекс РФ № 136-ФЗ от 25.10.2001 г.;

8) Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г.;

9) Водный кодекс РФ № 74-ФЗ от 03.06.2006 г.;

10) Лесной Кодекс РФ № 200-ФЗ от 04.12.2006 г. и др.

Наряду с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства:

1) Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. (с изм. от 13.07.2015 г.).

2) Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. (в ред. от 13.07.2015).

3) Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 294-ФЗ от 26.12.2008 (в ред. 13.07.2015 г.).

4) Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ) и др.

Указы и распоряжения Президента РФ. Нормотворческая компетенция Президента России предусмотрена ст. 90 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты, они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Постановления и распоряжения Правительства РФ. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство может создать норму права лишь в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115).

Конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, природопользование и охрану окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей региона. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. В республиках — субъектах РФ — это конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы), кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана), законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.

В рамках достаточно широко распространенной практики заключения соглашений о взаимной передаче своих полномочий (ст. 78 Конституции РФ) между Российской Федерацией и ее субъектами имеются многочисленные примеры договоров в сфере природопользования и охраны окружающей среды (между Правительством РФ и правительством Башкортостана, Свердловской области и др.).

Нормативные правовые акты министерств и ведомств. В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды наделены неведомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных учреждений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей области. Примером нормативного правового акта специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды может служить Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Госкомэкологии 16 мая 2000 г. № 372. С 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств, государственных комитетов и иных ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящих межведомственных характер. Ее цель — упорядочение ведомственного правотворчества, установление законности и устранение дублирования в этой области. Правовые акты, прошедшие регистрацию, публикуются для общего сведения и становятся источниками экологического права.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. По экологическим вопросам местного значения могут приниматься муниципальные правовые акты. Муниципальный правовой акт — решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее, либо изменяющее, общеобразовательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Локальные нормативные правовые акты. Локальными называются нормативные акты, которые принимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях и устанавливают обязанности для граждан и предоставляют им права. Такие акты носят общий характер, ориентированы на неоднократное число применений и становятся источниками экологического права при условии, что они санкционированы государством. Локальные акты подразделяются на акты общего и специального характера.

Локальные акты общего характера — уставы предприятий, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. В уставах, например, содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли, организации управления, включая сферу природопользования и охраны окружающей среды.

Специальные локальные акты —планы организационно-технических мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого-правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия.

Примером локального акта можно считать план внутреннего землеустройства, утвержденный полномочным органом.

Локальные акты должны соответствовать всем вышестоящим нормативным актам и обязательны для исполнения участниками экологических отношений в пределах конкретного учреждения, организации, предприятия.

Правовой обычай. Правило поведения, сложившееся в течение длительного времении признаваемое государством в качестве общеобязательного, считается правовым обычаем. Обычай имеет большое практическое значение в регулировании использования природных ресурсов в контексте традиционного природопользования. Так, Конституция РФ (ст. 72) выделяет защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей как отдельный предмет ведения. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционной хозяйственной деятельности предусматривается Водным кодексом РФ (ст. 54), Лесным кодексом РФ (ст. 48), Федеральным законом «О животном мире» (ст. 9, 48, 49).

Обычай делового оборота предусматривается в ст. 5 Гражданского кодекса РФ, где им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не установленное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай, противоречащий положениям законодательства или договора, не применяется.

Судебные решения (судебный прецедент). Под судебным прецедентом понимается решение по конкретному делу, являющееся обязательным для той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел.

При использовании судебного решения как источника права обязательным для судов является не все решения или приговор, а только правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение. По отношению к закону прецедент находится в «подчиненном» положении. Это проявляется в том, что законом может быть отменено действие судебного решения, и в том, что любой законодательный акт, принятый уполномоченным на то органом и в соответствии с установленной процедурой, должен в обязательном порядке признаваться и применяться судами. Сам суд, создавая прецедент, должен действовать в строгом соответствии с законом.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под источниками экологического права?

2. Какова иерархия источников экологического права?

3. Как источники экологического права классифицируют по юридической силе?

4. Как разграничивают источники экологического права по предмету регулирования?

5. Какой закон является самым главным источником экологического права?

6. Что прописано в ст. 42 Конституции РФ?

7. Какие вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов?

8. Когда был принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды»?

9. Какой статьей Конституции РФ ФРФпредусмотрена нормотворческая деятельность Президента РФ и в виде каких актов она выражается?

ГЛАВА III. СИСТЕМА И КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Одним из основных условий эффективного решения экологических проблем является наличие системы органов государственной власти РФ, полномочных в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и природопользования.

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (п. 1 ст. 8).

В ст. 72 Конституции РФ закреплены предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это:

– защита экологических прав и свобод челове­ка и гражданина, вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

– особо охраняемые природные территории;

– природоресурсное и природоохранное законодательство и др.

Государственное управление регулируется также федеральными законами, договорами и соглашениями о разгра­ничении полномочий в сфере отношений по охране окружающей среды между федеральными органами исполнительной власти и субъектов Федерации.

 

 

3.1. Органы общей компетенции в области
природопользования и охраны окружающей среды

 

Государственное экологическое управление осуществляется государственными органами общей компетенции:

1) Федеральным Собранием РФ, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы, которое является высшим органом власти, принимает федеральные законы и постановления, ратифицирует международные соглашения, утверждает федеральные программы, образует постоянные комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, а также устанавливает налоги и сборы за природопользование, принимает федеральный бюджет, в котором предусматриваются расходы на охрану природы;

2) Президентом РФ, который, как уже говорилось, будучи главой государства и гарантом Конституции, издает указы и распоряжения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, упраздняет и создает органы специальной компетенции в сфере экологии;

3) Советом безопасности РФ — конституционным органом при Президенте РФ, осуществляющим подготовку решений Президента в области безопасности, в том числе экологической;

4) Правительством РФ — высшим исполнительно-распорядительным органом страны, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования; на основании и во исполнение Консти­туции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ по во­просам охраны природы и природопользования издающим по­становления и распоряжения и обеспечивающим их выполнение;

5) органами представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления, которые в пределах предоставленных им полномочий распоряжаются природными ресурсами, контролируют исполнение законода­тельства об охране природы, приостанавливают эксплуатацию объектов, нарушающих экологические требования.

 

 

3.2. Органы специальной компетенции в области
природопользования и охраны окружающей среды

 

Органы специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды предусмотрены Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соот­ветствии с указом все федеральные органы исполнительной влас­ти были разделены на три вида в зависимости от выполняемых функций:

1) федеральные министерства, осуществляющие функции нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности (издание обязательных к исполнению приказов), но не обладающие функциями по контролю, а также управлению государственным имуществом;

2) федеральные службы, осуществляющие функции контроля и надзора, но не занимающиеся нормативно-правовым регулированием и не осуществляющие управление государственным имуществом;

3) федеральные агентства, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом, по оказанию государственных услуг, ведению реестров и кадастров, но не наделенные правом осуществлять нормативно-правовое регулирование и функ­ции контроля и надзора.

Однако разделение функций федеральных органов обеспечивалось не всегда. Так, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в 2004—2008 гг. выполняла все перечисленные функции.

Указом Президента РФ № 724 от 12 мая 2008 г. [Вопросы системы…, 2008 (ред. от 10.09.2014) было восстановлено разделение функций федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Министерство природных ресурсов было преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии с передачей ему функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды [Об утверждении Положения о Министерстве…, 2015].

Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404 «О министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» обозначены полномочия министерства. Согласно постановлению, в подчинении Министерство при­родных ресурсов и экологии РФ находятся:

– Федеральное агентство водных ресурсов (Росводоресурсы);

– Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра);

– Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);

– Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) [О Федеральном…, 2014];

– Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). (Ранее Росгидромет и Ростехнадзор находились непосредственно в ведении Правитель­ства РФ.)

Ростехнадзор в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением № 404 в постановление Правительства РФ от 30 июля 2007 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», не является органом государственного экологического контроля, не осуществляет специальные функции в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

На основании Указа Президента от 23 июня 2010 г. № 780 Росприроднадзору были переданы функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды [Вопросы Федеральной…, 2010 (ред. от 21.05.2012)]. Это позволяет сконцентрировать контрольные функции в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в компетенции одного феде­рального органа исполнительной власти, что приближает Росприроднадзор к модели Госкомэкологии России.

Другим специализированным природоохранным органом является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз). Оно осуществляет правовое регулирование по вопросам использования земель сельскохозяйственного назначения, изучения, сохранения, воспроизводства и ис­пользования водных биологических ресурсов, охоты и охотничь­его хозяйства, обеспечения ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации. В ведении Минсельхоза России находится Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю.

На основании постановления Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450 Минсельхоз осуществляет также функции в области ветеринарного и санитарного надзора; осуществляет нормативное правовое регулирование указанной деятельности. Феде­ральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю является уполномоченным органом государственного земельного контроля на землях сельскохозяйственного назначения.

Министерство сельского хозяйства, согласно постановлению Правительства РФ от 12.06.2008 г. № 450, осуществляет правоприменительные функции:

– по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом Минсельхоза России;

– оказанию услуг противоэпизоотического характера в области обеспечения защиты и карантина растений, химизации в агропромышленном комплексе;

– организации эксплуатации мелиоративных систем федеральной собственности;

– организа­ции формирования и использования федерального фонда семян сельскохозяйственных растений;

– ведению мониторинга объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

– формированию информационных банков данных в области ветеринарии, племенного животноводства, селекционных достижений, пестицидов, агрохимикатов, плодородия почв и др.

После катастрофы с лесными пожарами Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) Указом Президента от 27 августа 2010 г. № 1074 выведено из Минсельхоза и передано в непосредственное подчинение Правительства РФ.

Указом Президента РФ от 26 декабря 2008 г. № 1847 создана Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Она объединила три крупных ведомства, занимающихся ранее земельными вопросами: Федеральную регистрационную службу (Росрегистрацию), Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартографию).

Ряд других органов осуществляет отдельные функции управления в сфере охраны окружающей среды:

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) выполняет функции по оказанию государственных услуг управле­нию государственным имуществом в сфере недропользования, в частности организует:

– государственное геологическое изучение недр;

– экспертизу проектов их геологического изучения;

– проведе­ние геолого-экономической и стоимостной оценки месторожде­ний полезных ископаемых и участков недр;

– проведение конкур­сов и аукционов на право пользования недрами;

– проведение го­сударственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) оказывает государственные услуги, управляет федеральным имущес­твом в сфере водных ресурсов, т. е. осуществляет владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, управление водным фондом, а также:

– организует перераспределение водных ресурсов, находящихся в федеральной собственности; подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов; осуществление противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных и защитных полос, проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод;

– осуществляет ведение реестров, регистров и кадастров, в том числе государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра, Российского регистра гидротехнических сооружений; лицензирование водо­пользования — выдачу, оформление, регистрацию, а также при­остановление действия и аннулирование лицензий на водополь­зование и распорядительных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами;

– разрабатывает схемы комплексного водопользования и охраны водных ресурсов, составляет водохозяйственные балансы; проводит государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и их использования; осуществляет планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водополь­зования (водопотребления и водоотведения), разработку и утвер­ждение нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты для водопользователей и иные полномочия.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) реализует государственную политику, оказывает государственные услуги и управляет государственным имуществом в сфере лесного хозяйства, в частности осуществляет:

– государственный мониторинг лесов, государственный учет лесного фонда и ведение государственного лесного кадастра; владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде и организует ее предоставление гражданам и юридическим лицам;

– рассмотрение материалов о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и о переводе земель лесного фонда в земли других категорий;

– организует проведение лесоустройства; проведение лесных конкурсов и лесных аукционов, предоставление участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и заключение соответствующих договоров; проводит мероприятия по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами.

Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области:

– агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений; мелиорации, плодородия почв; рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия; пищевой и перерабатывающей промышленности; устойчивого развития сельских территорий;

– охоты и рыболовства, включая производственную деятель­ность на судах рыбопромыслового флота и в морских рыбных портах находящихся в ведении Федерального агентства по рыбо­ловству; охрану, изучение, сохранение и воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; водных биологических ресурсов и среды их обитания [О министерстве сельского …, 2008].

Минсельхоз России включает ряд следующих служб и агентств:

1) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Осуществляет надзор и контроль за соблюдением правил:

– ветеринарии;

– карантина и защиты растений;

– использования пес­тицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв;

– селек­ционных достижений;

– охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания;

– защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

2) Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство). Управляет государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, рационального использования, изуче­ния, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, в том числе:

– организует комплексное исследование водных биологических ресурсов; их искусственное воспроизводство и акклиматизацию; мероприятия по восстановлению водных биологических ресурсов и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам;

– организует государственный учет и государственный мониторинг состояния водных биологических ресурсов; осуществляет ведение реестров, регистров и кадастров: единого реестра пользователей водных биологических ресурсов; реестров рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства; государственного кадастра водных биологических ресурсов;

– определяет ежегодно для российских пользователей и иностранных государств промышленные квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в соответствии с закреплен­ными за ними в установленном порядке долями в общем объеме квот.

3) Федеральное агентство по сельскому хозяйству (Россельхоз). Оказывает государственные услуги, управляет государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, растениеводство, мелиорацию, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и про­довольствия; пищевую и перерабатывающую промышленность; ветеринарию и карантин растений; охрану и изучение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) вырабатывает государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности, торговли, а также в ряде иных сфер государственного регулирования, в том числе управления федеральным имуществом и кадастром объектов недвижимости; территориального зонирования и земельных отношений; рынка земли и другой недвижимости и пр.

В состав Минэкономразвития России входят два федеральных агентства: кадастра объектов недвижимости и управления федеральным имуществом.

1) Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) управляет государственным имуществом и оказывает государственные услуги в сфере, ведения кадастра объектов недвижимости (составной частью которого является госу­дарственный земельный кадастр), землеустройства, инвентариза­ции объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель, государственного земельного контроля.

2) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) управляет федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, осуществляет функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений, в том числе: про­ведение единой государственной политики в области земельных отношений, разграничение государственной собственности на землю, осуществление учета и ведение реестра федерального имущества (земельного фонда РФ).

3.3. Функциональные органы в области
природопользования и охраны окружающей среды

Федеральная служба по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет функции контроля и надзора в сфере санитарно-эпиде­миологического состояния окружающей среды. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (в том числе и в части охраны окружающей среды) не претерпел значимых изменений и осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 6 апреля 2008 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по над­зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (с изм. от 12 августа 2008 г. № 607 и от 28 августа 2008 г. № 647).

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Росздравнадзор) координирует и регулирует вопросы охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека небла­гоприятных факторов среды обитания и условий жизне­деятельности.

Министерство внутре

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...