Объекты и субъекты экологических правоотношений
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: – земли, недра, почвы; – поверхностные и подземные воды; – леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; – атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. Объектами экологических правоотношений являются указанные природные объекты, которые можно разделить на три основных вида: а) природные объекты, характеризующиеся однородными свойствами: земля недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух. Правовой режим их использования и охраны регулируется соответствующим законодательством (земельным, лесным, водным и т. д.);
б) природные комплексы, состоящие из различных видов и элементов охраняемых природных объектов. Такими являются особо охраняемые территории, правовой режим которых регламентируется федеральными законами «Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и др.; в) окружающая среда в целом, которая выступает объектом экологических правоотношений при определенных видах антропогенного воздействия на нее. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государство гарантирует защиту экологических прав человека. Из этого следует, что непременным участником экологических правоотношений является государство как субъект в лице своего компетентного органа. С другой стороны, субъектом экологических правоотношений становится юридическое или физическое лицо, воздействующее на окружающую среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства или охраны. Это граждане и хозяйствующие субъекты. Хозяйствующие субъекты — это предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью. По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологических правоотношений подразделяют на четыре категории: 1) природопользователи, являются носителями прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; 2) органы исполнительной власти,т. е. специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов;
3) общественные объединения экологического профиля,наделенные правом участия в экологических правоотношениях и правом общественного контроля за выполнением экологических предписаний; 4) органы прокурорского надзора,осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений. Государственные органы власти в составе экологических правоотношений выступают в качестве носителей полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей среды. Они не должны заниматься хозяйственной деятельностью по использованию природных ресурсов и не могут совмещать в одном лице функции руководства эксплуатацией природных ресурсов и обязанности осуществлять государственный контроль за использованием и охраной окружающей среды. Государственные органы определяют порядок и условия использования и охраны окружающей среды и ее отдельных объектов. Хозяйствующие субъекты и граждане несут обязанности по выполнению экологических предписаний. 4.3. Основания возникновения
экологические правоотношения возникают на основе и во исполнение правовых норм, устанавливающих определенные правила поведения сторон экологических отношений. Основанием возникновения экологических правоотношений служат юридические факты, которые подразделяются: 1) на события — возникают и порождают эколого-правовые отношения помимо воли человека (стихийные бедствия, лесные пожары, извержение вулкана, наводнения). Некоторые стихийные бедствия часто являются следствием непродуманной деятельности человека, усугубленные бездействием государства, так как оно должно проводить предупредительные меры, снижающие вредное воздействие разрушительных сил природы; 2) действия — самое распространенное основание возникновения экологических правоотношений, так как антропогенная деятельность является основным источником причинения вреда окружающей среде, а через нее — человеку. Соблюдение эколого-правовых норм представляет собой воздержание субъекта от совершения тех или иных действий. Например, недопущение ловли птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена (ст. 258 Уголовного кодекса РФ); недопущение проведения сплошных рубок лесных насаждений в ценных лесах (ст. 106 Лесного кодекса РФ); запрещение сброса в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов) (ст. 56 Водного кодекса РФ).
Действия проявляются через поступки людей, которые подразделяются на позитивные и негативные. Позитивное поведение человека как участника экологических правоотношений означает выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона. Такие действия делят: а) на использование природных ресурсов; б) на охрану окружающей среды. Негативные экологические правоотношения имеют место тогда, когда нарушаются экологические предписания, причиняется вред окружающей среде и здоровью человека. Негативные экологические правоотношения формируют институт эколого-правовой ответственности. Основания для прекращения экологических правоотношений: 1) воля природопользователя (отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия). К этой группе относятся: отказ от использования природного ресурса; ликвидация предприятия; смерть природопользователя и др.; 2) воля органов государства, уполномоченных на охрану окружающей среды (изъятие природного ресурса, лишение прав природопользования). Сюда относят: изъятие природного ресурса; лишение права пользования в связи с нарушением закона, уклонением от уплаты налога и других законных платежей, нарушением договорных обязательств и др. Прекращение экологического правоотношения либо его изменение может быть совершено по решению органа, выполняющего функции государственного экологического контроля за охраной окружающей среды, по решению судебного органа, по предписанию органов санитарного, горного надзора и других специально уполномоченных органов. Прекращение права природопользования может быть и на основе представления, протеста органов прокуратуры в связи с нарушением действующего законодательства о порядке использования и охраны окружающей среды. В случае отказа компетентного органа от выполнения предписаний органа прокуратуры прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд по существу состоявшегося нарушения. Решение суда является окончательным.
Контрольные вопросы 1. Что понимают под экологическими правоотношениями? 2. Какими экологическими правами обладают граждане России? 3. Какие экологические обязанности граждан России? 4. Какие объекты экологических правоотношений известны? 5. Какие существуют объекты, подлежащие специальной охране? 6. Кто является субъектом экологических правоотношений? 7. Как категорируют субъекты экологических правоотношений? 8. Кто является носителем полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей среды при реализации экологических правоотношений? 9. Какие бывают основания возникновения экологических правоотношений? 10. В каких случаях возникают позитивные правоотношения, а в каких негативные? 11. Что является основанием для прекращения экологических правоотношений? 12. Какие органы правомочны прекратить экологические правоотношения? Глава 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН 5.1. Общая характеристика экологических прав граждан Закрепленные в экологическом законодательстве экологические права граждан и некоммерческих организаций (объединений) являются составной частью экономических, социальных, политических, культурных и других прав и свобод, предусмотренных в Конституции РФ. Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью Российской Федерации, объявленной правовым государством, обязанностью которого является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 1, 2). Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются права и свободы человека гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Эта важнейшая конституционная норма соответствует основополагающим международным документам, принятым ООН, Всеобщей декларации прав и свобод человека 1948 г. и Международным пактам и правах и свободах человека 1966 г. Экологические права основываются, кроме того, на таких международных правовых актах, как Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Экономические развитие и охрана природы» (1962), Стокгольмской Декларации по окружающей человека среде от 16 июня 1972 г., принятой на конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, Всемирной хартии природы (1982), Декларации по окружающей среде и развитию, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992, 2012) и др. [Экологическое …, 2015].
Права человека — это неотъемлемые права и свободы личности, которые индивид обретает в силу рождения. Этим подтверждается естественный, неотчуждаемый и универсальный характер прав человека, что получило конституционное закрепление. В п. 2 ст. 17 Конституции РФ прямо предусмотрено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Следовательно, экологические права можно рассматривать как индивидуальное (естественное) право каждого человека и гражданина. Вместе с тем экологические права являются также коллективными правами, которыми могут обладать общественные организации и иные некоммерческие объединения. Для экологических прав граждан и общественных организаций важное значение имеет ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Соответственно, конституционно закрепленные экологические права граждан и общественных организаций получают развитие и правовую регламентацию в экологическом, санитарно-эпидемиологическом, информационном, градостроительном и других отраслях законодательства. В числе таких прав в первую очередь следует выделить предусмотренные в ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эти права, будучи самостоятельными, тесно связаны между собой. Им корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам согласно ст. 58 Конституции РФ. Данные права и обязанности нашли отражение в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», глава III которого предусматривает права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. В ней, наряду с конституционно закрепленными правами, содержатся также обеспечивающие их права. В частности, общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан. Тем самым реализуется право на участие в принятии экологически значимых решений, которое также является разновидностью экологических прав. Предусмотренное законом право граждан и общественных объединений предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде является проявлением права на доступ к правосудию по экологическим вопросам. Данное право базируется на нормах ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, возможность обжалования в суде решений и действий (или бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Наряду с этими правами ст. 41 Конституции РФ закреплено право на охрану здоровья, которое обеспечивается в том числе деятельностью, способствующей укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. На реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ содержит главу VII «Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха», в которой предусмотрено право граждан и общественных объединений предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха. Частью 1 ст. 9 Конституции РФ определено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. На основе данной конституционной нормы и в соответствии с природоресурсным законодательством возникает право граждан на доступ и использование природных ресурсов и природных объектов. Так, например, согласно п. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ (ред. от 30.12.15) граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов. В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно.
5.2. Права и обязанности граждан, общественных
Статья 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», корреспондируя со ст. 42 Конституции РФ, предусматривает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде, допустимого воздействия на нее. Право на благоприятную окружающую средусвязано с критерием ее благоприятности, который определяется через качество окружающей среды. В соответствии со ст. 1 ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» благоприятной является окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Под качеством окружающей среды понимается еесостояние, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Такие показатели определяются при помощи установленных нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на нее. Право на благоприятную окружающую среду обеспечивается не только экологическим нормированием, но и иными эколого-правовыми мерами — оценкой воздействия на окружающую среду и экологической экспертизой, экологическим мониторингом, государственным экологическим надзором, экологическим контролем и т. д. Данными мерами обеспечивается также и право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. При этом в законодательстве предусмотрены экологические требования, которые должны соблюдаться субъектами такой деятельности. На защиту окружающей среды от чрезвычайных ситуаций направлены нормы Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды обеспечивается посредством реализации информационной функции экологического права и применения информационно-правовых мер — экологического мониторинга, государственного учета и кадастра природных ресурсов и природных объектов. Право граждан на возмещение вреда окружающей среде реализуется в процессе применения к виновным лицам гражданско-правовой ответственности за совершенное экологическое правонарушение. Наряду с указанными выше экологическими правами граждане и общественные организации (объединения) имеют иные права в области охраны окружающей среды, указанные в ст. 11, 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Граждане вправе осуществлять свои экологические права как самостоятельно, так и путем создания общественных объединений, фондов и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. Правовую основу для этого составляет ст. 30 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Данные права граждан реализуются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (31.01.2016). Граждане также вправе создавать некоммерческие организации в формах, указанных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 09.03.2016 г.). Граждане, а также общественные и иные некоммерческие объединения вправе направлять обращенияв органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране. Общественные и иные некоммерческие объединения, кроме того, вправе запрашивать информацию об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. Данное право также имеет конституционную основу. Согласно ст. 33 Конституции РФ, граждане РФ вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которыми такие обращения рассматриваются в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015). Наряду с этим граждане, а также общественные и иные некоммерческие объединения имеют право обращаться в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы. Граждане имеют право принимать участие, а общественные и иные некоммерческие объединения вправе организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, сбор подписей под петициями по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях. Данное право продекларировано в ст. 31 Конституции РФ, согласно которой граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, что регламентировано и нормами Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54 (ред. от 09.03.2016). Кроме того, граждане вправе принимать участие в референдумах по вопросам об охране окружающей среды, что основывается на общем праве участия в референдумах, предусмотренном ст. 32 Конституции РФ, реализация которого осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 09.03.2016). Согласно ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды», граждане и общественные организации в целях предотвращения нарушения законодательства об охране окружающей среды вправе осуществлять общественный экологический контроль. Граждане вправе выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015). Общественные организации могут организовывать и проводить в соответствии с Федеральным законом № 174 общественную экологическую экспертизу (если это прописано в Уставе организации и они получили разрешение муниципальных органов), рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы. Общественные организации имеют право участвовать в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан. Данное право реализуется, например, в процессе оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности путем принятия от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений, их рассмотрения и учета. Общественные и иные некоммерческие объединения также вправе организовывать и проводить слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. Такие слушания проводятся в соответствии со ст. 28 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Общественные и иные некоммерческие объединения обладают правом подавать в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Общественные и иные некоммерческие объединения обладают и другими специальными правами в области охраны окружающей среды: – разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; – за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности. Граждане, а также общественные и иные некоммерческие объединения наделены правом предъявления в суд исков о возмещении вреда окружающей среде, тем самым не только реализуя, но и защищая свои основные экологические права, закрепленные в Конституции РФи предусмотренные экологическим законодательством. Перечень прав граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды не является закрытым. Они вправе осуществлять и другие, предусмотренные законодательством экологические права, исполняя при этом и определенные обязанности. Так, согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства. Данные обязанности основаны на общих экологических обязанностях, закрепленных в ст. 58 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Отраслевые (специальные) обязанности граждан в области охраны окружающей среды предусмотрены экологическим, земельным и другим природоресурсным законодательством. Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды также обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, которые содержатся в гл. VII Федерального закона «Об охране окружающей среды». Статьей 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрена система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду, которая заключается в следующем: – органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды; – при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума; – должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав в данной области привлекаются к различным видам юридической ответственности (административной, уголовной и др.). 5.3. Право на достоверную информацию о состоянии Право на экологическую информацию, в том числе на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, основывается на общих конституционных нормах, имеющих отношение к информации. Конституция РФ гарантирует каждому свободу мысли и слова (ч. 1, ст. 29), а также свободу массовой информации (ч. 5 ст. 29). Частью 4 ст. 29 Конституции РФ предусмотрено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Экологическим законодательством также предусмотрено право на получение иных сведений, относящихся к экологической информации. Так, согласно ст. 23 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ (ред. 19.07.2011), граждане и общественные организации имеют право на получение объективной информации о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности. Несмотря на то, что в экологическом и другом законодательстве отсутствует понятие экологической информации, в нем содержатся сведения, входящие в ее состав. К ним относятся сведения: – о состоянии окружающей среды и ее компонентов; – состоянии здоровья населения, безопасности людей, условиях их жизни, связанных с состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов; – загрязнении окружающей среды и ее компонентов или ином негативном воздействии на них и здоровье населения, а также об объектах, источниках такого воздействия; – об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей, мерах по обеспечения безопасности (экологической, радиационной, промышленной, безопасности гидротехнических сооружений, генно-инженерной деятельности и др.), авариях и причинах их возникновения и принятых мерах; – о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, принимаемых и принятых мерах; – состоянии природных ресурсов; – нормативных правовых и иных актах в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, а также мерах и последствиях их реализации; – соглашениях в области природопользования и охраны окружающей среды; – государственной экологической и иной политике, экологических и других прогнозах, программах и планах, оказывающих или способных оказать воздействие на состояние окружающей среды, здоровье, условия жизни и экологические права граждан; – деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, связанной с использованием и распоряжением природными ресурсами, охраной окружающей среды, обеспечением экологической и иной безопасности, реализацией экологических прав граждан и юридических лиц; – сведения, связанные с защитой экологических прав и законных интересов граждан и других субъектов. Эти и другие сведения содержатся в источниках экологической информации, к которым относятся: – кадастры природных ресурсов и природных объектов; – документы статистического экологического учета и отчетности; – экологические реестры и регистры; – материалы экологической паспортизации и экологического мониторинга; – ежегодные государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды в РФ; – ежегодные государственные доклады о состоянии среды в субъектах РФ. Право на доступ к экологической информации обеспечивается нормами экологического законодательства с учетом требований, предусмотренных информационным законодательством. Так, Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) установлено, что не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды (пп. 2 п. 4 ст. 8), которая является лишь частью экологической информации. В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 149 вопросы отнесения информации к различным видам тайны (государственной, коммерческой, профессиональной, служебной и иной) устанавливаются специальным законодательством, которым определяется также правовой режим доступа к экологической информации. Согласно Федеральному закону «О государственной тайне» № 131-ФЗ от 06.10.1997 г. (ред. от 27.03.2013), к сведениям, не подлежащим отнесению к государственной тайне и засекречиванию, относятся сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии здоровья, здравоохранения, санитарии. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 29 июля 2004 г. (ред. от 12.03.2014) режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке. Таким образом, в законодательстве не решен должным образом вопрос об открытости и общей доступности экологической информации и входящих в ее состав сведений. Вместе с тем законодательное закрепление получили критерии достоверности, полноты и своевременности экологической информации, в силу чего они приобрели статус обязательных для исполнения требований. Контрольные вопросы 1. Перечислите конституционные права граждан в области охраны окружающей среды и природопользования. 2. В какой статье Конституции РФ показано право граждан на благоприятную окружающую среду? 3. Раскройте содержание права граждан на благоприятную окружающую среду? 4. Раскройте содержание права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а также иную экологическую информацию. 5. Каковы обязанности граждан в области охраны окружающей среды? 6. Какой нормативный документ обеспечивает право на доступ к экологической информации? 7. В чем заключается система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду. 8. Какие сведения не подлежат засекречиванию и в каком федеральном законе это прописано? 9. Для каких сведений не может быть установлен режим коммерческой тайны, в каком федеральном законе это прописано? Глава VI. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ 6.1. Понятие и виды права собственности До 1990 г. в Советском Союзе была единственная форма собственности на природные ресурсы — исключительно государственная. Сущность исключительнойгосударственной собственности на природные ресурсы состояла в том, что земля, недра, воды и леса были неизменной принадлежностью государства. Советское государство монополизировало владение и распоряжение данными материальными благами. В настоящее время ст. 9 Конституции РФ закреплено, что в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. Это недра, воды, леса, животный мир, растительный мир вне лесов. Статья 209 Гражданского кодекса РФ воспроизводит положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Согласно ч. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Право собственности на природные ресурсы — это система юридических норм, которая регулирует общественные отношения по поводу владения, пользования и распоряжения природными объектами и его составными частями, их охраны и рационального использования. Владение предполагает фактическое обладание, фактическое господство (собственник — полное, арендатор — частичное). Пользование — непосредственное (самостоятельное) извлечение полезных свойств в процессе хозяйственной деятельности. Право пользования землей и иными природными о
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|