Переходных экономических процессов В развитии общества.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет» (ФГБОУ ВПО «НИ ИрГУ»)
И. Ф. Костяев ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
ИРКУТСК УДК 330 ББК А6
Рецензенты: д-р эконом. наук, проф. М. П. Рачков; канд. эконом. наук, доц. С. В. Синицкий
Костяев И. Ф. Трансформация экономических систем. 5-е изд.переработанное и дополненное / И. Ф. Костяев. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2012. – 152с.
Общество имеет нечто подобное генетическому коду. В данной работе характеризуется носитель (ДНК) генетического кода системы «общество», диалектика его развития – проблем новых и актуальных. Используемый автором подход позволяет дать оригинальные ответы на трудные современные вопросы нашей экономической жизни. Третье издание вошло в золотой фонд отечественной науки. Для студентов, преподавателей, научных работников, для всех, кто интересуется проблемами развития общества и прежде всего проблемами переходной экономики.
© Костяев И. Ф., 2012 © Иркутский государственный университет, 2012
ПРЕДИСЛОВИЕ
История, говорит известный современный английский историк
– пролетарские революции совершались в непролетарских странах (Россия, Китай); – на протяжении веков признавалось, что общество развивается по объективным экономическим законам, а в конце ХХ века небольшая команда во главе с Б. Ельциным примерно за 5 лет превратила в нашей стране социализм в капитализм; получается: или Б.Ельцин Бог, или нет объективных экономических законов развития общества; – обобществление производства ранее характеризовало прогресс общества, а теперь его характеризует разобобществление (рейганомика, тетчеризм и т. д.). Что это регресс или …? Как поступают обществоведы в подобных случаях? В качестве примера рассмотрим один из наиболее ярких случаев. К. Маркс нашел «ответ» на вызов своего времени, который выглядел противоречием, а именно: в условиях частной собственности простых товаропроизводителей и зарождающихся капиталистов обмен был эквивалентным (иного частники не приемлют), но в этих условиях целая группа (нарождающийся класс капиталистов) общества постоянно и в возрастающей мере богатеет. Если помнить, что и капиталисты всё получают через тот же обмен (другого ведь нет), то получается, что обмен был равный и неравный одновременно. Указанный парадокс Карл Маркс решил так: он разделил труд, воплощённый в товаре, на абстрактный и конкретный. С точки зрения абстрактного труда, всё обменивается по стоимости, и обмен носит эквивалентный характер, а с точки зрения конкретного труда, т. е. в процессе использования факторов производства капиталистом, последний получает больше, чем заплатил за них. Как видим, К. Маркс работает с категорией труда – основой поступательного движения общества. Более того, он рассматривает трудовую деятельность с двух сторон: с точки зрения производительных сил, которые отражают связь человека с природой, и с точки зрения производственных отношений, характеризующих связи между людьми, то есть вводит чисто общественную основу функционирования человеческого общества – отношения между людьми. Следует сказать, что до сих пор обществоведы за небольшим исключением к пониманию общества, к его периодизации, например, подходят с точки зрения производительных сил и, потому находятся в домарксовом состоянии, на домарксовом уровне.
Приведённый пример из истории экономической мысли показывает, что такое «вызов» истории, как он выглядит и как на него наши великие предшественники находили «ответ». Если посмотреть на сформулированные выше современные парадоксы, то «вызов» истории современникам более сложен, так как он включает несколько парадоксов. Поэтому «ответ», очевидно, должен быть более сложным и трудным, чем предыдущие вызовы. Как показали данные выше примеры, для решения парадоксов нужны новые подходы. Такими новыми подходами в данной работе будут следующие два. Для обществоведения со времен возникновения частной собственности предметом анализа было материальное производство, поскольку оно было основой жизни человеческого общества. Теперь это материальное производство занимает в развитых странах, примерно, одну треть работающего населения, то есть ушло на второй план. На первый план вышла непроизводственная сфера. Положение обществоведов в этот период можно сравнить с положением физиков, когда они проникли в атом и обнаружили, что твердой материи в нем малая толика, а остальное – поле. Тогда говорили, что у «физиков земля ушла из под ног». Теперь в подобном положении оказались обществоведы, ибо непроизводственная сфера – это другой мир. В непроизводственной сфере не работают законы материального производства, которые за долгие годы ученые изучили достаточно хорошо. Обществоведы уподобились водителю автомобиля, который оторвался от земли. Если на земле руль машины и она сама его «слушались» то теперь – нет, машина движется, не подчиняясь водителю. Она движется как самолет. Теперь, чтобы «рулить», надо знать законы не механики, а аэродинамики. Но, поскольку скачок из производственной в непроизводственную сферу общество сделало совсем недавно, это новое состояние общества и законы его функционирования изучены пока плохо.
Если представить непроизводственную сферу как таковую в чистом виде (согласно научной абстракции), то общество представляет собой нечто вроде роя пчел с той, однако, существенной разницей, что рой пчел – это застывшая форма, а «человеческий рой» – форма динамично развивающаяся; и состоит он не из пчел, действующих инстинктивно, а из людей – существ сознательных. Короче говоря, перед нами люди и их отношения. Больше здесь ничего нет. «Человеческий рой» возник не вдруг и не на пустом месте. Его зарождение произошло в процессе возникновения человеческого общества, то есть, в далекой древности. Однако сначала он был беспомощным, как новорожденный ребенок, которому нужны заботливые руки матери. Но постепенно ребенок вырастает, становиться взрослым и самостоятельным человеком. Так и общество, оно рождается в недрах природы, которая и определяет вначале его поведение. История развития общества знает такие ступени его поступательного движения: каменный, бронзовый, железный век, затем первая промышленная революция, НТР, то есть, сначала определяющими факторами жизни были предметы природы, затем предметы, преобразованные человеком (машины, автоматы). Теперь общество выделилось из природы, стало относительно самостоятельным и выглядит как рой пчел, с указанными выше отличиями. И как у ребенка с первых дней его существования есть свои внутренние закономерности развития, которые сконцентрированы в его генетическом коде, так и в обществе есть внутренние закономерности, которые существовали, существуют и развиваются. У общества тоже есть свой генетический код, который сегодня признается и исследуется многими учеными*. Раньше эти внутренние закономерности развития были скрыты под природными факторами, теперь высвободились и проявляют себя как таковые непосредственно. И оказалось, что это – закономерности функционирования и развития отношений между людьми. Отношение – вот квант или клеточка современного общества. В отличие от товара – клеточки материального общества – отношение не имеет товарной осязаемости, не поддается стоимостной оценке и т. д. Поэтому старые наработанные инструменты улавливания, понимания и изучения общественных процессов здесь не работают. Такова суть первого подхода.
Второй вытекает из предыдущего. В основе поступательного движения общества лежат не производительные силы, как принято до сих пор в обществоведении, а экономические отношения; сами эти отношения носят двойственный характер, т. е. делятся на две противоположные стороны, диалектика развития которых лежит в основе поступательного движения общества; динамика указанных двух противоположных сторон экономических отношений такова, что из подчинённой стороны одна из них постепенно становится господствующей и качественно меняет ситуацию в обществе, затем эта последняя в свою очередь делится на две противоположные стороны, образуя качественно новое противоречивое единство следующей ступени общества, т. е. переход общества от одной ступени к другой, от одного способа производства к другому совершается путём не одного качественного скачка (отрицания), как принято в обществоведении, а двух качественных скачков (отрицаний); общество представляет собой совокупность людей и их взаимных отношений, которое развивается на своей собственной основе. Таковы главные составляющие нового подхода к обществу, с помощью которых автор пытается решить указанные выше парадоксы. В данном выпуске существенно продвинуто понимание трансформации капитализма в социализм, дано более полное понимание планомерности как необходимого фактора функционирования Человейника, более детально рассмотрены современные тенденции развития России. Данная работа представляет собой обобщение прочитанных автором лекций на историческом факультете Иркутского государственного университета. Работа носит полемический характер, и проблемы, рассматриваемые в ней, являются весьма и весьма дискуссионными. Из последнего следует, что здесь нет окончательных рецептов в решении указанных выше парадоксов. Автор излагает свой взгляд на вещи, пытается по-своему решить возникшие проблемы. _______________________ *Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии Избранные произведения. М., 1990; Докинз Р. Эгоистичный ген. Берлин, 1978, Можайтис В. О. О генотипе общества // На переломе. М., 1991; Маймиыас С. Социально-экономический генотип общества // Постижение. М., 1989 и др. Раздел I. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ АНАЛИЗА ПЕРЕХОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|