Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III . Возникновение нового способа производства.

   § 1. Теория «двух скачков» у антропологов.

Выше было установлено, что переход от феодализма к капитализму происходит путём двойного отрицания, двойного скачка. Это дало возможность выдвинуть гипотезу: принцип двойного скачка – общая закономерность развития общества. Эта гипотеза требует проверки анализом хода реальной исторической действительности.

Исходя из замысла, нет необходимости (да и невозможно сделать одному человеку) заниматься скрупулёзно анализом всех переходов от одного способа производства к другому. Достаточно представить общую картину и выделить качественные сдвиги (отрицания) в каждом переходе, ибо таковые есть.

Исторической наукой, точнее, антропологией зафиксировано совершенно чётко: «переход от «предчеловека» к человеку и человеческому обществу состоит из двух скачков... Первый и наиболее важный из них – переход от стадии предшественников человека к стадии формирующихся людей, которыми были питекантропы и неандертальцы. Второй – происшедшая на грани раннего и позднего палеолита смена неандертальца... сформировавшимся человеком. Первый скачок означает появление социальных закономерностей, второй – установление их безраздельного господства в жизни общества»[46].

Теория «двойного скачка» начала складываться, как отмечено выше, в 30-е годы. Первоначально она выглядела не такой чёткой и совершенной. Так, А. Н. Юзефович, который первым высказал её основные положения, писал: «переход обезьяны к человеку был первым скачком, которым начинается существование гоминид и с которого мы из биологии вступаем в историю». Вторым близким, если не равнозначным первому, перерывом постепенности развития является скачок, имевший место где-то на грани среднего и верхнего палеолита, при появлении Homo Sapiens[47]. И наиболее характерным признаком этого скачка было качественное изменение структуры мозга. По мнению Юзефовича, второй период продолжается до наших дней.

Концепция Юзефовича страдает, на наш взгляд, двумя недостатками: во-первых, он акцентирует внимание не на возникновении общества, а на возникновении человека; во-вторых, второй скачок продолжается у него до наших дней, что теряет смысл «скачка» в принятом понимании.

Существенным вкладом в дальнейшую разработку теории «двух скачков», применяемой к разработке проблем возникновения человеческого общества являются работы Ю. И. Семёнова. Он одним из первых применяет её к анализу не человека, но человеческого общества, используя не вообще диалектику социальных и биологических факторов, а диалектику тех и диалектику других отношений. Именно отношений, что важно для нас с нашим подходом к обществу с точки зрения производственных отношений.

Отношения сами по себе, в том числе и социально-экономические, не имеют вещной материи. Поэтому на них не обращали ранее внимания, сосредоточивая его на производительных силах. Впервые на производственные отношения, как уже сказано, обратил внимание К. Маркс. Но и у него они выступали в диалектической связи с производительными силами. Ю. И. Семёнов же подходит к возникновению общества с точки зрения только отношений. И в этом, на наш взгляд, его большая заслуга. Он даже использует термин «социальная материя», и правомерно, так как хотя социально-экономические отношения и не имеют вещественной формы, но это реальная материя, и при этом настолько реальная, что на определённом этапе подчиняет себе биологические отношения.

Ю. И. Семёнов анализирует процесс возникновения человека не как такового самого по себе (как это делает, скажем, Юзефович), а через процесс возникновения человеческого общества и доказывает, что это единый и неразрывный процесс и осуществляется он постепенно и последовательно, хотя и происходит путём двух качественных скачков, т. е. нет там какого-то перерыва. Человек как биосоциум развивается (превращается) из биологического в социальный вид под воздействием складывающихся постепенно отношений между предчеловеками, т. е. вне возникновения общества, вне отношений между предчеловеками нет возникновения и человека и нет необходимости анализировать далее его работы по данной проблеме. Вот важнейший итог его подхода к ней: «...в рассматриваемой... концепции становление человеческого общества, трансформация палеоантропов и неантропов, появление экзогамии, генезис рода, происхождение дуальной организации, возникновение первобытной формы брака рассматриваются как равные стороны одного единого процесса. Однако многие исследователи рассматривают эти процессы как не связанные друг с другом, самостоятельные»[48].

Данному автору с помощью его концепции удаётся увязать все основные факторы и процессы, познанные порознь антропологами и аргументировано и цельно дать процесс становления человеческого общества, преодолевая тем самым разноголосицу мнений. Вот разные мнения по одному из факторов, касающихся того периода: одни пишут, что «большинство советских учёных пришли к выводу, что период первобытного человеческого стада – это наиболее ранний этап первобытной формации», который «начался примерно два с половиной миллиона лет назад»[49]; другие возражают и полагают, что «большинство (тоже большинство – И. К.) советских исследователей считают, что едва ли Homines habiles (умелые люди – И. К.) с их условно-рефлекторной, а не целеполагающей деятельностью по изготовлению простейших орудий были настоящими людьми... Это заставляет поднять нижнюю границу эпохи первобытного человеческого стада до времени появления питекантропа (приблизительно 1,5–1,0 млн. лет назад)»[50]; третьи считают, что «человеческое общество всегда существовало и существует как совокупность отдельных обществ. Каждое общество представляет определённую совокупность людей, связанных воедино прежде всего системой социально-экономических отношений, эта система функционирует и развивается независимо от сознания и воли людей, которых она связывает... и возникло такое общество 35–40 тыс. лет назад»[51].

Если внимательней присмотреться к исходным основам каждой из отмеченных позиций, то получается, что первые авторы имеют в виду начало двух скачков, вторые – начало второго скачка, а третьи – конец второго скачка, т. е. конец двух отрицаний в возникновении человеческого общества. Таким образом, если исходить из одного скачка, как это принято в обществоведении, то разногласия сохраняются, если же исходить из двух скачков, то они исчезают и всё становится логичным.

Плодотворность теории «двух скачков» обнаруживается в решении, на наш взгляд, и другой проблемы: «у предшественников человека современного вида наблюдается лишь ничтожный прогресс при радикальных морфологических изменениях, а у человека современного вида – диаметрально противоположное отношение этих тенденций, т. е. как бы “снятие” биологического развития подлинно социальным»[52].

Теория «двойного отрицания», как видели ранее у нас и теперь у Ю. И. Семёнова – исходит из двух сторон отношений, которые противоположны и хотя образуют неразрывное единство, каждая господствует на определённом этапе, и определяет всё и вся (в основном). Возникновение человеческого общества проходит этап, когда господствуют биологические (половые и отношения родства по матери) отношения и в этот период развивается в основном морфология человека, и, наоборот, когда господствуют социально-экономические отношения, то развивается человек как социальное существо.

Подводя итог сказанному, видно, что наблюдается почти полное совпадение подходов к развитию общества. Как в нашей гипотезе, так и у антропологов (прежде всего у Ю. И. Семёнова) в основе поступательного движения лежат отношения, которые по логике развития проходят два скачка. Такой подход позволил рассматривать как единый процесс и дальнейшую трансформацию палеантропов и неантропов, и становление человеческого общества, и появление экзогамии, и генезис рода, и происхождение дуальной организации, и возникновение первобытной формы брака, и другие явления того периода, т. е. представить становление человеческого общества многосторонне, широко, сложно, цельно, стройно и логично. На этом основании можно, очевидно, сказать, что теория возникновения человеческого общества в главных своих чертах создана (от прихода человека из космоса абстрагируемся).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...