По отношению к форме божественного вмешательства
Для того чтобы дать ответ на вопрос о том, «нарушает ли Бог законы природы», надо с точностью разобраться в том, что утверждают законы природы. В то же время эта тема сильно запутана, особенно в результате развития в области современной микрофизики. Верящий в Бога религиозный человек может защищать точку зрения о том, что Бог либо нарушает законы природы, либо не нарушает их, но он должен признать, что если того захочет Бог, возможна и прямо противоположная тому, что он утверждает, ситуация. Ни один религиозный человек не сможет утверждать, что «Бог не способен создавать различные виды живого или осуществлять чудеса, нарушая или не нарушая законы природы». В итоге получается, что для Бога возможны обе противоположности, однако в нашей ситуации мы не можем знать, какую из них предпочтет Божественная мудрость. Как в случае с теорией эволюции, я предлагаю «теологический агностицизм». Мы не в состоянии наблюдать, как Бог создает различные виды живого, или осуществляет чудеса. Здесь важным является не только то, что мы не можем этого наблюдать; даже если бы мы располагали такой возможностью, невозможно пронаблюдать, каким образом это происходит. Например, даже если бы мы и могли наблюдать, как пророк Моисей развел море на две части, для нас все равно оставалось бы непостижимым то, каким образом он сделал это. Мы все равно не смогли бы сказать, сотворил ли Бог это чудо, нарушая законы природы, либо не нарушая их. Наши знания о сущности законов природы ограничены, и мы не можем видеть, каким образом происходят на микроуровне явления, наблюдаемые нами на макроуровне. Это означает, что даже если бы мы и увидели чудо разделения моря или иное подобное, то не могли бы говорить об этом, как о нарушающем или не нарушающем законы природы событии.
По моему мнению, невозможно сказать что-либо определенное о нарушении или не нарушении Богом законов природы, опираясь только на Священные тексты, и это одна из причин того, что я придерживаюсь «теологического агностицизма» в этом вопросе. Исследовав источники трех монотеистических религий, мы можем заметить, что в этих книгах все обычные явления, составляющие механизм функционирования природы в целом, представляются в качестве творения Бога, и только сверхъестественные или чрезвычайные события не представлены в этом качестве. Согласно Священным текстам, не только сотворение первого растения, но и увядание растения восходит к Богу. Доказательством этого являются следующие отрывки из Священного Писания: « Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву [и злак на пользу человеку]; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему. ». Ветхий завет, Пс. 146: 8-9
«…да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Новый завет, Мф. 5: 45 «Думали ли вы о том, что вы сеете? Вы ли заставляете произрасти [посев] или Мы заставляем? Если бы Нам было угодно, Мы обратили бы ниву в стерню, и вы были бы поражены». Коран. Сура 56 «Событие»: 63–65 Теперь возьмем в качестве примера происхождение видов. Все монотеистические религии считают, что не только первое живое существо, но и все живые существа на земле являются творением Бога. Никакие причины, такие как появление рептилий из яиц, деление одноклеточных организмов или формирование новых организмов в результате полового контакта не заставят ни одного из верующих последователей монотеистической религии отказаться от представления о том, что все живое является творением Бога, а вышеназванные причины суть лишь инструменты творения. Многие философы-теисты, например, Ибн Рушд, считают, что мы получили знание о Боге благодаря принципу причинности, а мудрость определяли именно как «знание причин»[738]. Поэтому начиная с Ибн Рушда в исламском мире и заканчивая Ньютоном, основателем классической физики в христианском мире, очень многие философы-теисты и ученые хотя и рассматривали детерминистические законы как противоречие Божественной воле, но придавали значение этим законам как способу постижения нами божественной мудрости и искусства и считали возможным, что эти законы действуют наряду с непрерывной защитой и творением Бога.
Теисты могут думать, что действие детерминистических законов природы было приостановлено и в момент этой приостановки произошло создание видов и сотворение чудес. Однако они не могут утверждать, что создание творения без приостановки законов природы является атеистической точной зрения, поскольку во всех монотеистических религиях присутствует вера в то, что причины (подобно физическим законам) являются средствами, которыми пользуется Бог. Если теист может рассматривать рождение львицей потомства как акт божественного творения, он не должен рассматривать возможность того, что первый лев также появился на свет от какого-то создания, подобного кошке, как противоречащую идее божественного сотворения льва. Ни одна монотеистическая религия не может ограничивать божественное творение, утверждая, что для осуществления творения необходима приостановка физических процессов. Напротив, как в Ветхом завете, так и в Новом завете и в Коране все наблюдаемые в физических процессах образования описываются как происходящие под контролем Божественной воли. Религии рассматривают появление не только праотца Адама, но и любого человека со всеми его особенностями как акт божественного творения. «Механические» природные процессы типа зарождения ребенка вследствие полового контакта между его отцом и матерью или его вынашивание в утробе матери не воспринимаются как противоречащие Божественному творению. Поэтому теистs совершенно напрасно беспокоятся, как будто бы их вера зависит от обнаружения каких-то иных процессов за пределами природных процессов; так полагать ошибочно. Ведь иначе они окажутся в положении людей, отрицающих божественное присутствие в природных процессах.
Теистическая онтология признает широкие возможности, что является самым важным источником многих споров. Ставя Бога в центр онтологии, можно думать, что Бог вмешивается во Вселенную: напрямую; используя ангелов; заранее невероятно точно вычислив детерминистические результаты и изначально определяя все события с помощью своего вмешательства; осуществляет вмешательство при помощи выбора определенных вероятностей в ходе вероятностных процессов, происходящих в пределах действия физических законов; вмешивается в соответствии с общими божественными законами, приостанавливая при этом нужным образом действие входящих в них физических законов; вмешивается, используя законы физики в качестве инструментальной причины; вмешивается посредством всех этих возможностей или посредством иных возможностей, состоящих из различных комбинаций тех, которые я перечислил выше или которые не смог упомянуть. Последователь одной из монотеистических религий в любом случае, независимо от того, какая из этих возможностей оказывается реализованной, принимает тот факт, что Бог создал все виды живых существ и творит чудеса. Несмотря на то, что в Священных текстах могут быть различные интерпретации понятия чуда, а также выбор между независимым или эволюционным сотворением видов, все религии сходятся на том, что в центре онтологии находится Бог, который по отношению к Вселенной воспринимается в активной роли Создателя, Придающего форму, Всезнающего. Что же касается материалистической и атеистической онтологии, то она ограничена. Согласно этой онтологии, материя является единственной субстанцией; естественным следствием этого убеждения является вывод, что действие законов природы не может прерываться: поскольку материя не является внешней Силой, то нельзя обнаружить логической причины для прерывания законов природы. С другой стороны, как уже было мною отмечено, некоторые теисты объясняют такие события, как создание видов и творение чудес, исключительно в рамках законов природы, потому что полагают, что это больше подобает Божественной мудрости. Теистам необходимо исследовать весь спектр альтернатив, допускаемых теистической онтологией; с их стороны было бы ошибочным вставать на защиту теории о частичной приостановке законов природы только ради того, чтобы занять позицию, противоположную атеистам. Важно не защищать противоположную атеистической модель, а избрать такую модель, которая является наилучшей с точки зрения Божественной мудрости. Благодаря широким возможностям теистической онтологии вопрос о приостановке законов природы не является основным в споре между теистами и атеистами. Основное различие, как уже говорилось ранее, – это видение теистами законов физики в качестве «инструментальной причины», посредством которой происходит творение всего живого и неживого, и представление о том, что это творение является результатом разумного и всемогущего Божественного замысла. Атеисты же отрицают процесс создания и объясняют происхождение живой и неживой природы с помощью ряда следующих друг за другом случайностей. Если теисты докажут сотворенность живой и неживой природы (в 4-м разделе мы убедились, что такое доказательство возможно), то тогда больше не останется никаких вопросов относительно творения чудес и создания видов (речь идет о самом факте создания, а не о способе, которым оно осуществлено). Утверждение, что Господь обладает силой, позволяющей Ему создать все виды независимо друг от друга, не влечет за собой в обязательном порядке утверждения о том, что Он сотворил их именно так. Аналогичным образом, способность Бога приостановить действие законов природы не подразумевает, что Он именно это и делает.
После того, как законы природы были установлены, их приостановление является для теоцентристской онтологии возможным, однако не обязательным. «Теологический агностицизм» в данном случае не порождает результатов, невозможных с точки зрения теистического понимания Бога и религии, а потому, исходя из принципа «для Бога нет ничего невозможного» этот подход, как я считаю, является самым последовательным.
Возраст Вселенной и Земли
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|