Является ли душа человека нематериальной субстанцией?
Еще одной дискуссионной темой является следующий вопрос: отличается ли человек от животных с точки зрения своей сущности или же только по степени развития? Согласно широко распространенному мнению, теория эволюция утверждает, что человек отличается от животных по степени развития, а религии отличают людей от животных по принципу сущности. Те, кто считают данное утверждение правильным, должны помнить о двух важных обстоятельствах, и каждое из этих двух обстоятельств доказывает, что возвышение спора по поводу оппозиции «сущность–степень» до уровня противоречия между теорией эволюции и религиями является заблуждением. 1. Не все, кто верит в теорию эволюции, станут утверждать, что разница между людьми и животными состоит лишь в степени развития. 2. Не все теисты являются сторонниками того, что между людьми и животными существует разница в сущности. Самый яркий пример, с помощью которого можно проиллюстрировать первый пункт, – рассуждения Уоллеса, который выдвинул одновременно с Дарвином теорию эволюции, по поводу человеческого разума и нравственности, наличие которых он объяснял как раз с помощью «разницы в сущности». С другой стороны, некоторые теисты не считали, что душа и тело представляют собой отдельные друг от друга субстанции. Они не придерживались того убеждения, что человек обладает душой, представляющей собой особую субстанцию, и этим отличается от животных по принципу сущности[806]. В философии Платона и Декарта душа является отдельной и независимой от тела человека субстанцией. Что касается Корана, то хотя в нем и присутствуют два термина (рух и нафс), вопрос о том, являются ли они двумя разными субстанциями, образующими сущностное различие, остается спорным.
Здесь перед нами возникает следующая проблема, с которой мы уже встречались ранее. Данную проблему мы можем назвать «широтой возможностей теистической онтологии». С точки зрения теиста, если Бог пожелает, то Он создаст «дух» (рух), являющийся отдельной субстанцией и независимый от материальной субстанции, и наделит его такими качествами, как, например, жизнь, способность думать, чувствовать и т.д. Если же Бог пожелает, то Он может наделить перечисленными особенностями материальную субстанцию (воду и землю) и тем самым «оживить» ее. Исходя из второго предположения, Бог, оживляя человека, наделил его способностью приобретать новые особенности (данная тема была затронута в 4-й главе, где указанное явление обозначалось термином «проявление» (emergence)). В соответствии с этим, существует мнение, что материальная субстанция была создана с таким потенциалом, чтобы иметь возможность преобразоваться в человека или живое существо, наделенное душой. Теисты могут, если захотят, согласиться с тем, что человек обладает двумя субстанциями – материальной и нематериальной – а могут признать и то, что такая субстанция одна в своем роде и она нематериальна, но они в любом случае должны согласиться с тем, что оба варианта являются возможными для Бога. Данное обстоятельство напоминает нам другую ситуацию: теисты, которые соглашаются или не соглашаются с тем, что животные эволюционируют друг от друга, должны в любом случае признать, что как бы ни обстояло дело, это является возможным для Бога. Однако материалистическая онтология не предлагает таких широких возможностей. Материалисты-атеисты, которые выступают за то, что кроме материи не существует никакой другой субстанции, вынуждены в обязательном порядке отрицать наличие «духа», или «души», как отдельной субстанции. Для теистов самое важное заключается в том, что кроме материальной субстанции существует еще и Бог, а вопрос о том, является ли дух отдельной субстанцией или нет, не является столь критическим. Декарт, имя которого ассоциируется с дуалистической концепцией, акцентировал внимание на том, что если существует Божественная субстанция, то субстанции души и тела не имеют значения, и указывал на зависимость людей от Бога[807]. В качестве вывода можно сказать следующее: сторонники атеистической теории эволюции вынуждены отрицать, что человек или другое живое существо обладает душой, которая представляет собой отдельную от материи субстанцию. Теисты же могут как соглашаться с теорией эволюции, так и отрицать ее. Соответственно, они могут соглашаться с тем, что душа – это отдельная субстанция, а могут и отвергать данное суждение. Как было отмечено в предыдущих главах и разделах, у людей существуют различные возможности. Они могут соглашаться с теорией эволюции, могут отвергать ее, а могут быть занимать по отношению к ней позицию агностиков. То же самое касается и вопроса о том, есть ли душа отдельная субстанция или нет.
Данный вопрос мы можем рассмотреть, исходя из трех различных проекций. Одна из них – философская, другая – научная. Собственно говоря, мы можем рассматривать эти две сферы (наука и философия) как отдельно друг от друга, так и вместе, поскольку в наше время биология и философия сознания работают в одном направлении. Третья проекция – это теология. Поскольку теология религий может как соглашаться с тем, что дух является отдельной субстанцией, так и отрицать это, она не представляет собой препятствия для развития двух областей знания, упомянутых выше. В настоящее время активно ведутся дискуссии по поводу того, можно ли исключительно с помощью материалистического подхода объяснить, присутствует ли в человеке иная субстанция, отличная от материального тела[808]. (В 4-й главе я постарался показать, что дух (который может быть особой субстанцией или не быть таковой) не может быть объяснен с помощью материалистического редукционизма). Поводом для еще одной дискуссии являются некоторые выражения из Священных Писаний. Суть спора заключается в том, являются ли данные выражения указанием на необходимость признания дуалистического подхода (двуприродного подхода) или нет. Например, следующая цитата из Торы:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Ветхий завет, Быт. 2:7 Или цитата из Корана: «[Вспомни,] как Господь твой сказал ангелам: “Воистину, я сотворю человека из сухой звонкой глины, из ила, отлитого в форме. Когда же Я отолью его и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц и бейте челом”». Коран. Сура 15 «Ал-Хиджр»: 28–29 Некоторые полагают, что встречающееся в Священных Писаниях выражение «вдунуть дыхание» означает, что Бог дал материальному телу особенности живого существа; в то же время другие считают, что речь идет в данном случае о том, что дух и материальное тело представляют собой разные субстанции. Они также полагают, что после того, как Бог вдунул дыхание в человека, произошло объединение этих двух субстанций. Мы должны с особым вниманием отнестись к тому, что в Священных Писаниях не встречается философский термин «субстанция» и что не стоит подходить к интерпретации Священных Писаний, используя философскую терминологию. Встречающееся в аятах Корана выражение «вдуну от Моего духа» было воспринято многими мистиками как означающее, что Бог даровал человеку частицу Самого Себя или некую особенность, присущую Себе. Между тем, о доме Бога в Коране говорится: «Мой дом»[809], а о людях: «Мои рабы»[810], – что наводит на мысль о том, что в сочетании «Мой дух» главным является указание на притяжательность, обладание Бога духом. В этом случае не представляется возможным рассматривать дух как некий особый божественный атрибут и делать отсюда вывод о том, что дух непременно должен быть отдельной субстанцией. Некоторые исследователи считают, что древнегреческая философия и философская терминология оказала серьезное воздействие на мусульманских мыслителей различных направлений; именно под ее влиянием сунниты ал-Газали и Рагиб ал-Исфахани, му‘тазилит Ма‘мар б. ‘Аббад ас-Сулами, шииты Наубахти, Басанджи и Мухаммад б. Ну‘ман не рассматривали человеческую душу как особую субстанцию[811]. В Коране не говорится о том, что в День воскресения тела будут лишены душ, потому что Коран не содержит представления о противоположности души и тела человека, или описания человека, у которого душа и тело существуют отдельно друг от друга; Коран также не говорит, что после смерти существование человека будет продолжаться даже без тела[812].
Очевидно, что обоснование с помощью Священных Писаний концепции, гласящей, что дух – это отдельная от тела субстанция, представляется весьма дискуссионным. Ошибочно с нашей стороны полагать, что для обоснования ответственности человека перед Богом необходимо утверждать, что человек отличается от животного не с точки зрения степени развития, а с точки зрения сущности. Те, кто соглашается с тем, что душа – это отдельная субстанция, соглашаются и с тем, что младенцы обладают душой, то есть младенец отличается от взрослого человека не с точки зрения сущности, а с точки зрения степени развития. Однако никто не видит ничего странного в том, что младенцы не несут ответственности за свои поступки. В заключение необходимо сделать следующие выводы: 1. Утверждение о том, что согласно религиозному подходу, между людьми и другими живыми существами обязательно существует сущностная разница, является неверным. 2. Исходя из Священных Писаний, сложно сделать однозначный вывод о том, является ли душа отдельной субстанцией или нет. 3. Дискуссия по поводу того, к чему сводится разница между человеком и животными – в сущности или степени развития – не может быть обобщена и поднята до уровня противоречия между религиями и теорией эволюции. Среди людей, верящих в Бога, есть те, кто полагает, что между людьми и животными нет сущностной разницы; равным образом и среди сторонников теории эволюции встречаются такие, кто считает, что между животными и людьми есть определенная сущностная разница.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|