Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связь между Богом и Вселенной и чудеса

В целях прояснения взглядов приверженцев трех монотеистических религий на теорию эволюции весьма важно определить, каковы их взгляды на творимые Богом чудеса. Важно также понять, как, по мнению верующих, совершаются эти чудеса, поскольку это существенно в особенности для понимания отношений между Богом и Вселенной, как они представляются верующим. В толковых словарях понятие чуда определено как «нечто сверхъестественное». На практике «чудо» чаще понимается как действие, совершаемое человеком, претендующим на звание пророка, в доказательство истинности своих притязаний. Для того, чтобы подтвердить свою правоту, пророки совершают нечто сверхъестественное, бросают вызов обществу и оставляют неверующих «бессильными»[715]. В английском языке слову «чудо» соответствует слово «miracle» (от латинского miraculum), также употребляемое для описания сверхъестественного события, предполагающего вмешательство Бога. Хотя этимология английского слова «miracle» не включает в себя идею «лишить кого-либо возможности» или «сделать неспособным»[716], оно все же может служить аналогом турецкого «mucize»[717].

Здесь перед нами встает следующий важный вопрос – нарушает ли Бог законы природы для того, чтобы явить нам чудо. Те, кто думают, что Бог не нарушает законы природы и они ни на мгновение не приостанавливают свое действие, обычно склонны защищать теорию эволюции как процесс, который создан Богом. С другой стороны, те, кто полагают, что Бог периодически вмешивается в законы природы, более склонны защищать ту мысль, что виды живых существ были созданы независимо друг от друга.

В детерминистической Вселенной нет никаких пробелов: «А» всегда определяет «В», а «В» определяет «С». Мы знаем, что произойдет после того, как осуществляется «В», и иного варианта быть не может. Тут перед нами встает вопрос, как в таком типе Вселенной осуществляется вмешательство Бога. Поскольку многие философы-теисты и теологи защищают идею того, что божественное вмешательство возможно и без нарушения детерминистских законов природы, т.е. законы Вселенной сохраняются и Бог использует их в качестве инструментальной причины, одна из важнейших проблем возникает в связи с теми религиозными идеями, в которых отражается восприятие вмешательства Бога как «чуда». Теологи обычно понимают чудеса как нарушение законов природы. Таким образом, хотя предполагается, что в результате «В» должно состояться «С», «С» не осуществится, а случится «М». Поскольку с точки зрения науки влияние «В» предполагает реализацию «С», а теологи, о которых идет речь, утверждают, что осуществляется «М», некоторые материалисты-атеисты полагают, опираясь на данное обстоятельство, что религия противопоставляется науке.

Что касается Шлейермахера, то он по теологическим причинам поддерживал точку зрения о том, что из христианской теологии необходимо убрать понятие чуда, которое основывается на нарушении природных законов. Принимая причинность в качестве логической необходимости, он хотя и рассматривал все происходящее во Вселенной как творение Бога, но утверждал, что все эти события реализуются в рамках законов природы и не нарушают этих законов[718]. Как Спиноза, так и Шлейермахер жили в эпоху, когда представления о Вселенной определялись ньютоновским детерминизмом классической физики, и это оказывало влияние на их философию.

Те, кто думают, что детерминистический подход нарисовал нам самую верную картину Вселенной, могут применять несколько различных подходов к обоснованию чудес, как подразумевающих приостановку законов природы, так и не подразумевающих таковой. Эти подходы можно представить в такой последовательности:

1. Можно утверждать, что Бог для сотворения чудес на некоторое время приостанавливает действие законов природы. Согласно этому подходу, Бог, на какое-то время приостанавливая законы природы, предусмотрел некую систему для оказания поддержки пророкам или создания видов живых существ. Божественные законы (ар. суннату-Ллах) – это понятие, включающее в себя законы природы, но более широкое. С точки зрения этого подхода Бог приостановил действующие законы природы, чтобы Моисей мог развести море на две части[719]. Осуществив это чудо для Моисея, Бог тем самым внушил людям уверенность, продемонстрировав им свое господство над законами природы и способность приостанавливать их действие, когда Он пожелает. Так как согласно данному подходу божественные законы являются частью установленной Богом системы, временное приостановление этих законов вполне приемлемо и не рассматривается как противоречие Бога самому Себе. Возможный ответ сторонников такого подхода Спинозе и Шлейермахеру будет выглядеть таким образом: эти философы не обладали полнотой знаний, рассуждая о законах природы и Божественной мудрости, и ошибочно полагали ньютоновское понимание Вселенной полностью надежным проводником для постижения Божественной Природы. Бывает же, что иногда в качестве исключения необходимо остановить механизм, работающий по законам механики, чтобы поменять детали для дальнейшего развития и улучшения машины. И подобно тому, как с точки зрения более широкого подхода к механизму мы не находим это явление противоречащим механической системе машины, точно так же и посылание пророков можно воспринимать как исключение, которое сочетается с еще одним исключением, т.е. приостановлением законов природы, ибо с точки зрения божественного закона в широком понимании это не вызывает противоречий.

2. Можно принять и такую точку зрения: в связи с тем, что Бог благодаря своей мощи заранее все планирует и знает обо всем, что будет во Вселенной, Он осуществил свое вмешательство во все уже с самого начала. Эта точка зрения схожа с философией Лейбница, которая утверждает, что Бог изначально своим вмешательством установил согласие между различными частями творения[720]. Защищать эту точку зрения стало еще проще после появления теории относительности, установившей относительность времени[721]. В рамках понимания времени, установленных теорией относительности, не осталось существенной разницы между вмешательством, осуществленным 15 миллиардов лет назад (предполагаемое время Большого взрыва)[722], и вмешательством, осуществленным за секунду до события. С приходом Эйнштейна понятие «абсолютного времени» исчезло, и была обоснована зависимость времени от скорости (специальная теория относительности) и силы гравитации (общая теория относительности)[723]. Эти ломающие установленные представления идеи не остались только в рамках теоретической платформы, но были подтверждены и экспериментальными данными[724]. Самая важная проблема, возникающая в рамках идеи о вмешательстве Бога во все с самого начала, связана с понятием «абсолютного времени». Теория относительности продемонстрировала, что время не является абсолютным, и это очень важно, поскольку период в 15 миллиардов лет становится несущественным. Я совершенно убежден, что после Эйнштейна выдвинутую Лейбницем в эпоху господства идей классической физики теорию «изначального вмешательства» стало намного проще отстаивать.

Вместе с идеей первоначального вмешательства стало возможно защищать точку зрения о том, что Бог, используя законы природы в качестве инструментальной причины, осуществляет большое количество чудес, не выходя за пределы этой системы. Как пример можно взять разведение моря Моисеем: в связи с тем, что Бог все знал заранее, он использовал природные законы таким образом, чтобы разведение моря стало возможным. В рамках этого подхода вполне возможно утверждать, что Бог изначально запланировал все детали созданной Им Вселенной и живых существ, или же обеспечил сотворение всех видов независимо друг от друга, также заранее обдумав все детали, и все это осуществлено без нарушения законов природы. И если кто-то спросит: «Бог задумал отдельное создание всех видов – но возможно ли это сделать, ни разу не выходя за пределы физических процессов?», – любой верующий во всемогущество Бога человек ответит, что это возможно. Ведь если мы осознаем, что не существует разницы между вмешательством Бога во все в самом начале и Его присутствии во всем с точки зрения осуществления намеченной цели, мы будем вполне в состоянии принять идею о том, что Бог точно так же мог осуществить свою цель, вмешавшись во все заранее, а не вмешиваться в происходящее в каждый момент. Хотя Бог трансцендентен по отношению к Вселенной, верующий человек убежден, что Его вмешательство может быть осуществлено где угодно; поэтому верующему несложно поверить и в то, что Бог может осуществлять вмешательство в любой момент времени, несмотря на то, что сам Он находится вне времени. Использование Богом физических процессов в качестве инструментальной причины Этьен Жильсон сравнил с умелым использованием рабочего инструмента рабочим, или, согласно подходу Карла Барта, природа является служанкой Бога[725]. Это означает, что Бог, не нарушая «инструментальных законов», может осуществить (а не осуществляет) любой вид творения (независимое или эволюционное или сочетающее в себе оба элемента) и любое чудо. Этот подход, признавая возможность Бога вмешиваться во что угодно и когда угодно, не приостанавливая действие законов природы, избегает критических замечаний Спинозы и Шлейермахера и оставляет возможность веры в то, что все создается любым методом, который избран Богом.

3. Этот подход делает акцент на ангелах, которые выступают инструментом совершения чудес, а также на том, каким образом оно происходит. Ветхий и Новый заветы, а также Коран описывают, что многие чудеса были явлены при помощи ангелов. Можно предположить, что ангелы, которые являются существами, не имеющими физической природы, как раз и осуществляют приостановку законов природы. Подобно тому, как люди изменяют форму гор для прокладки дорог и изменяют течение рек благодаря плотинам, ангелы являются инструментом осуществления воли Создателя в сотворении чудес или в создании видов.

Бесплотные ангелы не видны человеческому глазу и не могут восприниматься человеком, поэтому их существование не может быть доказано или опровергнуто опытным путем или в результате наблюдений. Ангелы не могут быть объектом научного изучения. Источником сведений о них являются Священные тексты. Утверждение, что Бог являет чудеса посредством ангелов, в монотеистической онтологии может оказаться на лидирующей позиции при объяснении того, как складываются отношения Бога и Вселенной и каким образом могут совершаться чудеса. Так как ангелы являются существами вне физической природы, то каждое осуществляемое с их помощью вмешательство может восприниматься как нарушающее законы природы. Хотя эта идея может быть верной, с определенной точки зрения ее правильность может вызвать сомнения. Как обратил внимание Суинберн, «природные законы» могут быть намного сложнее, чем их представляли себе Ньютон и Эйнштейн[726]. Поскольку мы не можем сказать, что обладаем полным и точным пониманием того, что же собой представляют природные законы, достаточно трудно сказать, каким образом происходит нарушение этих законов при вмешательстве в природу – осуществляется ли оно Богом напрямую или с помощью ангелов. И даже если вести речь о приостановке действия законов природы, то можно думать, что как непосредственное, так и осуществляемое с помощью ангелов вмешательство Бога в случаях, подобных явлению чудес пророками или сотворению видов, может считаться исключительным и предусмотренным специально для этой цели.

До настоящего момента, рассматривая эти три пункта, мы старались объяснить все вопросы согласно пониманию Вселенной, выработанному детерминистической физикой и понять, как можно объяснить создание видов и явление чудес с этой точки зрения. С другой стороны, в результате развития физики в XX в. детерминированное понимание физики стали ставить под вопрос и начали говорить, что законы природы являются «вероятностными законами»[727]. Этот подход не видит необходимости прибегать к таким объяснениям, как «изначальное вмешательство Бога», или же рассматривать природные законы как часть более широкого понятия божественного закона, но предлагает нам иные возможности для объяснения тех случаев божественного вмешательства, которые мы называем «чудом».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...