Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Есть ли в Коране указание на теорию эволюции?

Указания на теорию эволюции, которые являются темой для несколько преувеличенных и надуманных комментариев, особенно хорошо представлены в Коране.

 

«Он [последовательно] создавал вас в [разных] состояниях».

Коран. Сура 71 «Нух»: 14

«Аллах взрастил вас из земли, словно растения».

Коран. Сура 71 «Нух»:17

«Неужели же неверные не знают, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели же они [и после этого] не уверуют?».

Сура 21 «Пророки»: 30

«Прошло то время, когда человек пребывал в полной безвестности».

Сура 76 «Человек»: 1

 

14-й аят суры «Нух» говорит, что человек был создан «поэтапно» («в разных состояниях»); даже если мы воспримем данное выражение как указание на «эволюцию», то, как я сообщил в первой главе этой книги, между «эволюцией» и «теорией эволюции» существует большая разница. В Коране ведется отдельное повествование о том, какие периоды переживает человек, находясь в утробе матери[778].

Данные периоды мы также можем охарактеризовать как эволюцию, однако эта эволюция совершенно не связана с теорией эволюции. Поэтому обнаружить в Коране выражение, которое означает «эволюцию», и обнаружить выражение, указывающее на теорию эволюции, представляет собой совершенно разные вещи.

Я считаю, что на основании использования выражения «взрастил вас из земли, словно растения» (сура «Нух»: 17) найти в Коране доказательство в пользу теории эволюции не представляется возможным. Коран говорит, что люди были созданы из воды и глины. Можно обнаружить связь между аналогией, проведенной между человеком и растением, созданным из такого же сырья, и выражением «взрастил вас из земли»: «земля», в конце концов, содержит и глину, и воду. Коран также проводит еще одну аналогию: благодаря воде, которую приносят дожди, из земли прорастают растения – это подобно оживлению человека после смерти[779]. Теория эволюции, в свою очередь, видит близкую связь между человеком, пресмыкающимися и рыбами, причем данная связь гораздо ближе, чем связь с растениями. По этой причине рассматривать данное уподобление, имеющее место в Коране, в качестве аргумента в пользу теории эволюции, на мой взгляд, слишком надуманно и преувеличенно.

В суре «Пророки» говорится, что живые существа были созданы из воды. Увидеть в этом суждении связь с теорией эволюции тоже весьма непросто. Потому что Коран, обращая внимание читателей на тот материал, из которого был создан человек, упоминает разные элементы, такие, как вода[780], земля[781], глина[782] или их сочетание. Те, кто соглашаются с тем, что живые существа возникли независимо друг от друга, признают и то, что человек был создан из этих материалов. Изучение человеческого тела под микроскопом показало, что оно состоит из воды и различных элементов, содержащихся в земле. В связи с этим искать в Коране указание на теорию эволюции, исходя из содержания вышеупомянутых аятов по сути означает рассматривать Коран как вспомогательный продукт для доказательства данной теории.

В 1-м аяте суры «Человек» говорится: «Прошло то время, когда человек пребывал в полной безвестности». Существуют люди, полагающие, что данное выражение представляет собой указание на тот период, когда возникли первые одноклеточные существа. При этом тем никаких оснований для того, чтобы понимать упоминающееся в суре время как период, прошедший от начала Вселенной или начала Земли до сотворения первого человека. Более того, это даже нелогично. Существование человека, в действительности, занимает весьма короткий период по сравнению с пятнадцатью миллиардами лет существования Вселенной и пятью миллиардами лет существования Земли. В то время как «срок времени», когда человек «пребывал в безвестности», объемлет весьма продолжительный период времени. В этом аяте звучит напоминание о небытии, а также и предупреждение в адрес человека[783].

Кроме того, были и те, кто считает, что в следующих аятах Корана присутствует указание на теорию эволюции:

«Вы, конечно, знали тех из вас, которые нарушили субботний [запрет]. Мы же [в наказание] велели им: “Пребывайте презренными обезьянами”.

И Мы сделали это [наказание] наглядным примером для современников и будущих поколений и назиданием для богобоязненных.

Коран. Сура 2 «Корова»: 65–66

 

«Скажи [, Мухаммад]: “Не поведать ли мне вам о тех, кого ожидает еще худшее от Аллаха, о тех, кого проклял Аллах и на которых Он разгневался, кого обратил в обезьян и свиней и кто поклонялся Тагуту? Именно им уготовано наихудшее место [в будущем мире] – ведь это они сбились с прямого пути”».

Коран. Сура 5 «Трапеза»: 60

 

Существуют и те, кто полагает, что выражение «Будьте обезьянами презренными!» является доказательством теории эволюции. Между тем, в 60‑м аяте суры «Трапеза» речь идет не только о превращении в обезьяну, но и в свинью. Однако с точки зрения теории эволюции свинья не занимает особого места по отношению к человеку. Некоторые толкователи Корана говорят, что люди, не повинующиеся воле Бога, превращаются в этих животных, а некоторые полагают, что это превращение касается внутреннего мира и характера таких людей[784]. Я разделяю мнение большинства толкователей Корана, считающих, что в силу различных причин (отсутствие у человека многих качеств, присущих обезьяне, упоминание в Коране о свинье как о «скверне»[785]) правильнее понимать данное превращение именно как духовное превращение.

Некоторые исследователи следующим образом объясняют, почему, с точки зрения грамматики арабского языка, мы должны понимать эти аяты именно в смысле реального превращения в обезьяну. По их мнению, «использование формы хаси ’и н в данном аяте во множественном числе указывает на то, что они не являются обезьянами в прямом смысле, поскольку если бы речь шла об обезьянах в прямом смысле, то необходимо было бы использовать другую форму имени прилагательного: (кирадатан) хаси’атан»[786]. Однако даже если в этих аятах речь идет о реальном превращении, то оно осуществляется не с целью образования нового вида, а с целью наказания. Поскольку из аятов становится понятным, что превращение в животных возможно, то можно сказать, что это и есть указание на теорию эволюции. Однако каждый мусульманин, верящий в Бога, в любом случае согласится с тем, что Бог, если захочет, заставит животных превращаться друг в друга, потому что вера во всемогущество Бога является одним из краеугольных воззрений ислама. Поэтому мысль о том, что в вышеприведенных сурах есть указание на теорию эволюции, также является надуманной. К тому же, теория эволюции, говоря, что человек произошел от других животных, не высказывает предположений, что какое-либо животное произошло от человека.

Между тем мысль о том, что внутри видов происходили изменения, не должна быть чуждой религиям. Ведь все монотеистические религии верят в то, что все люди – белокожие, пигмеи, чернокожие, краснокожие – произошли от одного общего праотца. Это является доказательством ошибочности отождествления религии и мысли о неизменности видов. Нижеприведенный аят, говорящий о том, что созданные после Нуха люди были более развитыми, указывает на определенные изменения, произошедшие с человеческим родом:

 

«Неужели вы удивляетесь тому, что наставление вашего Господа передано человеку из вас, чтобы он увещевал вас? Вспомните же, как Он сделал вас преемниками народа Нуха и сделал вас более сильными и рослыми, [чем народ Нуха]. Помните же [оказанные вам] Аллахом благодеяния, – быть может, вы будете счастливы».

Коран. Сура 7 «Преграды»: 69

 

Как видно из вышеприведенного аята, мысль о том, что виды могут изменяться, совершенно открыто излагается в Коране. Однако в третьей главе настоящей книги я настойчиво акцентировал внимание на том, что ограниченные изменения, происходящие с видом, и превращение в новый вид, а также образование новых органов, представляют собой совершенно разные вещи. Даже если в Коране говорилось бы, что человеческий вид частично изменился, данное суждение не следует воспринимать как указание на эволюцию вида. Однако вновь необходимо отметить, что в Священных Писаниях нигде не выражается идея неизменности человека и прочих видов.

Вначале была предпринята попытка продемонстрировать возможность достижения компромисса между теорией эволюции и верой в Бога, а также доказать, что нет никакой причины, чтобы религия выступала против данной теории. Затем было сформулировано суждение, согласно которому нет причин, чтобы религии отвергали теорию эволюции в силу противоречия биологической теории «чувству собственного достоинства человека» или его «моральному чувству». Еще один вывод гласил, что на основании Священных Писаний мы не можем утверждать, что Бог не использовал эволюцию в качестве метода в процессе созидания жизни. В этом разделе я выступаю в защиту того, что мы не можем утверждать, что Священные Писания, и в особенности Коран, указывают на теорию эволюции, тем самым доказывая ее достоверность. Я уверен, что мы не можем с полной точностью сказать, основываясь на Священных Писаниях, что данная теория является правильной или, наоборот, неправильной (при этом все выражения, касающиеся сотворения человека, мы до поры до времени оставляем за скобками). Разумеется, атеистический, делающий упор на случайности подход теории эволюции противоречит священным текстам. Однако я полагаю, что в Священных Писаниях нет указаний на то, что Бог использовал или не использовал эволюцию в качестве инструментальной причины, создавая человека, и мы не можем с полной уверенностью утверждать этого. Именно поэтому я предлагаю рассматривать данную проблему с точки зрения «теологического агностицизма». Согласно данному подходу, совершенно очевидно, что живые существа были задуманы и созданы всемогущим и всезнающим Богом. Однако поскольку мы не можем сказать, какой путь избрал при этом Бог, уместнее всего будет, если мы займем по данному вопросу позицию агностиков. 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...