Всемирный потоп в христианстве и иудаизме
Один из основных вопросов, который возникает при обсуждении темы соответствия геологических открытий текстам Священных Писаний в рамках дискуссий, связанных с теорией эволюции – это проблема возраста Земли и Вселенной. Второй вопрос по количеству вызываемых споров – это описание Всемирного (Ноева) потопа в Священных текстах. В иудаизме, христианстве и исламе Ной (Нух) – пророк, посланный Богом к людям. Однако люди отвергли его и потому были уничтожены потопом, сам же пророк спасся с помощью построенного им ковчега. Несмотря на то, что каждая из трех религий описывает основу этого предания одинаково, теологи до сих спор спорят о деталях, например о том, полностью ли покрыла вода поверхность земли (что имеет важное значение для геологии)[760]. Общим религиозным источником, содержащим сведения о Всемирном потопе, в иудаизме и христианстве является Тора. Вот что сказано в Писании о потопе: «И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье]. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.
Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского]» Ветхий завет, Быт. 6: 13-20
Некоторые комментаторы придерживаются той точки зрения, что потоп покрыл всю землю, однако ковчег Ноя смог спасти всех животных[761]. Некоторые геологи, в частности, Чарльз Лайелл, придерживаются мнения, что на земле когда-то произошел потоп, но его влияние было незначительным. Это называют «теорией спокойного потопа» (The Tranquil Flood Theory). Некоторые другие утверждают, что поскольку во времена Ноя потомки Адама жили все вместе на одной территории, то описываемый потоп случился не на всей земле, а только в этом месте. Эта точка зрения называется «Региональная теория потопа» (Local Flood Theory)[762]. Сторонники региональной теории говорят, что используемые в Священных текстах определения типа «все», «каждый» и т.п. описывают не всю землю или же всех живых существ, а лишь обширный ее регион. В качестве примера они вновь приводят стих из книги Бытие[763]: «И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле». Ветхий завет, Быт. 41: 57 Они особенно акцентируют внимание на том, насколько бессмысленно было бы воображать, что животные вроде кенгуру, живущие в Австралии, пришли на Ближний Восток, чтобы взойти в ковчег, и подчеркивают, что в Библии нет никаких упоминаний о чудесном переносе животных из одной части земли в другую[764]. То, что воды покрыли всю поверхность земли и горы, объясняется ими как изложенное с точки зрения Ноя, территория же, где находился Ноев ковчег, согласно этому комментарию, была ограниченной[765]. С точки зрения общей логики и имеющихся у нас научных данных теория «регионального потопа» кажется более приемлемой. Согласно описаниям в книге Бытие, длина Ноева ковчега составляла 144 метра, ширина – 24 метра, а высота – 14,4 метра. Согласно этим расчетам, каждый из этажей ковчега имел площадь примерно 3456 м2. Некоторые авторитетные исследователи указывают другую длину аршина (евр. ама) в переводе на метрическую систему. Согласно их подсчетам, каждый из этажей имел площадь примерно 5766 м2 [766]. Хотя эти подсчеты показывают, что размеры корабля были значительны, для десятков тысяч видов живых существ на земле этого места все равно бы не хватило. Кроме того, как понятно из библейского текста, потоп был устроен, чтобы наказать окружающие Ноя племена за их злодеяния. Но тогда нет причины для того, чтобы наказывать всю землю и населяющих ее животных. Перевозку Ноем животных более правильно будет рассматривать скорее как транспортировку всего необходимого ему и его близким, чем как специальную операцию по спасению всего живого.
В связи с вышесказанным «теория регионального потопа» представляется более объективной. Данный подход также предотвращает противоречие между представлениями о потопе и существованием ископаемых останков живых существ. Кроме того, таким образом устраняется возможность, утверждая наряду с ошибочностью идеи потопа, покрывшего всю землю, также и ошибочность независимого сотворения видов, выдвигать теорию эволюции как единственный приемлемый вариант. Часть сторонников теории эволюции объединяют представления о «независимом творении», о «молодой земле» и о «потопе, покрывшем всю землю» в одну категорию и противопоставляют ей теорию эволюции. Однако учение о «молодой земле» и о «покрывшем всю землю потопе» не являются общей точкой зрения для всех верующих людей и религиозных людей. Таким образом, даже установив ошибочность обоих представлений, совершать переход к утверждению правильности теории эволюции ошибочно как с философской, так и с научной точек зрения. Интерпретируя священные тексты, мы не должны забывать, что мы пытаемся истолковывать их в отличное от эпохи их создания время, в иной обстановке, используя изобретенные нами (но не существовавшие тогда) понятия, и при этом зачастую имеем дело не с оригиналом, а с переводами этих текстов[767].
Кроме того, необходимо также помнить о вопросе соответствия того текста Пятикнижия (Торы), на который опираются иудаизм и христианство при описании Всемирного потопа, и того текста, который получил от Бога пророк Моисей. Как указывает Эдмон Жакоб, в III в. до н.э. было три варианта текста Торы, единый же текст был установлен в период, близкий к жизни Христа[768]. Также есть мнения, что многие разделы ныне существующей Торы, содержащие описания и толкования, связанные с потопом, опираются на составленный иудейскими мудрецами в VI в. до н.э. Жреческий кодекс. Некоторые авторы полагают, что именно подобные изменения, внесенные священниками, явились основной причиной противоречий между библейскими текстами и научными данными[769]. Между общепринятой сегодняшней версией Торы и Торой самаритян (одного из ответвлений иудаизма) также имеется разница, что вновь показывает: мы не можем утверждать, что Тора, данная Моисею, совпадает с сегодняшней[770]. Необходимо, как уже было сказано, учитывать этот факт при рассмотрении противоречий между текстами Торы и научными данными. Для того, чтобы любая священная книга приобрела необходимый авторитет, ее аутентичность должна быть неоспорима: она должна быть несомненно признаваема либо плодом Божественного откровения, либо продиктованной Богом[771].
Всемирный потоп в исламе Выше мы вначале рассмотрели Всемирный потоп и связанные с ним проблемы с точки зрения иудаизма и христианства. И хотя описания Всемирного потопа в Коране, основном источнике мусульманского вероучения, лишены большинства подробностей, присутствующих в Пятикнижии, содержащиеся в нем сведения более релевантны для научных проблем, связанных с данным вопросом; таким образом, Коран предоставляет больше возможностей для толкования, соответствующего имеющимся научным данным. Во многих аятах Корана можно встретить частые описания различных природных катаклизмов, ниспосланных Богом в качестве наказания народам, которые восстали против Него, обвиняя во лжи посланных Им пророков. Племя Ноя – одно из таких племен. Следующие аяты Корана помогут понять, о чем идет речь:
«А народ Нуха, когда они отвергли посланников, Мы потопили и сделали их [поучительным] знамением для людей и приготовили нечестивцам мучительное наказание. [Мы искоренили] и адитов, и самудитов, и жителей ар-Расса, а также многие поколения, [которые] были между ними. И каждому [из народов] Мы приводили притчи и каждый искоренили без остатка». Коран. Сура 25 «Различение»: 37-39 Многие исламские мыслители отмечают, что всемирный потоп мог быть локальным, так как это было наказание только племени Ноя, направленное на то место, где они жили, и не было необходимости покрывать водой всю землю[772]. Кроме того, они особенно отмечают, что иудейский календарь не является надежным источником и что в этом календаре нельзя опираться на данные относительно дат, касающихся пророков Адама и Ноя. Эльмалылы Хамди Языр следующим образом комментирует эту тему в своем тафсире[773]: «Приходится сделать вывод: или время сотворения Адама определено ошибочно, или Адам, имевшийся в виду, не был Адамом–отцом человечества. Мы же знаем имя Адам как особое имя в Коране, и никто, кроме Бога, не знает, сколько тысяч лет прошло между Адамом и Ноем. Из Корана понятно, что пророк Ной был послан не ко всем людям, а только к своему племени. Но сколько в те времена жило людей и племен, и в каких местах они жили – это тоже знает только Бог… Отсюда становится понятно, что мы можем считать ту особенность потопа, что он «покрыл всю землю и погубил всех людей», относящейся конкретно к народу Ноя и всем его представителям. В то же время нет необходимости думать, что потоп во времена Ноя охватил всю землю, и невозможно установить, сколько на земли жило людей и где именно. Именно такова точка зрения Ал-Алуси»[774]. Как мы видим, согласно точке зрения мусульманских мыслителей не только потоп мог быть локальным, но и в период жизни Ноя также могли существовать другие народы. Если мы скажем, что во времена Ноя все люди представляли одно племя, которое позже разделилось, то это никак не повлияет на конечный результат рассуждений: поскольку место проживания одного племени должно быть ограничено, нельзя говорить о том, что потоп охватил всю землю. В итоге, опять-таки нет необходимости в потопе, который покрывает всю поверхность земли. Основной темой нашего обсуждения не является вопрос о том, были ли во времена Ноя и другие племена, а то, был ли потоп локальным или нет. И хотя есть и такие, кто находится под влиянием сведений, происходящих из представлений иудаизма, немало мусульманских ученых-знатоков языка опровергает авторитет этих интерпретаций. Идея о том, что Всемирный потоп был локальным, приводит нас к тому выводу, что Ной взял на борт ковчега животных не во имя их спасения, а скорее для того, чтобы удовлетворить потребности людей. И тогда не возникает необходимости думать над вопросом о том, каким образом Ной спас сотни тысяч видов.
Как отмечал один из самых известных последователей нео-дарвинизма Эрнст Майр, геологические воззрения креационистов и их представление о том, что все животные распространились по земле из Ноева ковчега, сыграли большую роль в распространении противоречащей этим идеям теории эволюции[775]. Но если на то пошло, еще до того, как Дарвин выдвинул теорию эволюцию, многие верующие люди полагали, что возраст Вселенной и Земли намного больше, чем принято считать. В наши дни многие верующие в священные иудейские и христианские тексты считают, что с точки зрения этих текстов вопрос возраста Вселенной и Земли, а также локальности Ноева потопа не является проблемой. Хотя есть и такие, кто все еще защищает теорию о молодой Вселенной, а также считают, что потоп покрыл всю поверхность земли, ясно, что эту точку зрения нельзя приписывать иудаизму и христианству в целом. С точки зрения ислама ничто не мешает нам принять идею древности Вселенной и Земли, а также локальности Всемирного потопа. Что касается защищающих противоположную этой точку зрения, можно сказать, что они придают чрезмерное значение хадисам, возникшим в результате влияния учения иудаизма. В исламском мировоззрении не обнаруживается весомой причины для того, чтобы отвергнуть идею локального потопа и древность Вселенной и Земли. С точки зрения источника исламского вероучения – Корана ничто не препятствует нам принять эти факты. И как заметил Эльмалылы Хамди Языр, если посмотреть на логику уничтожения племен, которые описываются в Коране, то идея локального потопа кажется куда более разумной. Итак, мы можем подвести следующие итоги относительно научных вопросов и темы Всемирного потопа. Во-первых, у тех, кто верит в священные тексты монотеистических религий, нет причин для того, чтобы отвергать теорию эволюции в связи с такими проблемами, как возраст Вселенной и Всемирный потоп. Во-вторых, если кто-либо полагает, что Вселенная является древней и Всемирный потоп носил локальный характер, то это не значит, что он тем самым признает и теорию эволюции. В-третьих, нельзя сказать, что священные тексты трех авраамических религий противоречат научным данным; можно лишь сказать, что определенные интерпретации Торы вступают в противоречие с данными современной науки. В-четвертых, доказывая большой возраст Вселенной и Земли, а также тот факт, что потоп не носил вселенского характера, мы тем самым еще не доказываем верность теории эволюции. Достоверность, ошибочность или недоказуемость теории эволюции было бы вернее утверждать в зависимости от результатов исследований живых существ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|