Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Адам и Ева в Священных Писаниях

С точки зрения Священных Писаний не представляется возможным сказать с полной точностью, коснулась ли эволюция других живых существ. Затрагивая эту тему, мы встаем перед необходимостью рассмотреть еще один вопрос: что думают исповедующие монотеистические религии люди о повествованиях, касающихся Адама и Евы. В первую очередь давайте рассмотрим Книгу Бытие в Пятикнижии Моисеевом, которая играет определяющую роль в иудейской и христианской теологии:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал».

Ветхий завет, Быт. 2:7–8

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку».

Ветхий завет, Быт. 2:21–22

В толковании Пятикнижия Моисеева, составленном иудейскими мудрецами, о разделах Книги Бытие, связанных с сотворением человека, говорится следующее: «Первая глава Торы довольно кратко и в основных чертах рассказывает о Сотворении, потому что, как отмечалось ранее, здесь преследуется не цель постижения человеком сути всего этого процесса; это за гранью возможностей человека. Цель – составить себе представление о том, кто такой Создатель»[787]. Комментарий такого плана делает возможным умозрительное восстановление тех деталей, которые не объясняет Бог. Поэтому наряду с теми, кто воспринимает мысль о создании Адама из «праха земного» в прямом смысле, есть и те, кто полагает, что в процессе сотворения Бог заставил виды эволюционировать, а Адам эволюционировал из иных видов; поскольку «прах земной» является исходным материалом, то данное мнение не противоречит Священным Писаниям. Сторонники эволюционистского подхода используют в качестве доказательства эволюции следующий аргумент: во многих случаях, когда Бог говорит о сотворении при помощи каких-либо инструментальных причин, например, о выпадении дождя или произрастании травы, о самих инструментальных причинах не говорится, и это означает, что, возможно, эволюция может быть одной из таких инструментальных причин в процессе сотворения человека. Сторонники эволюции также отмечают как важный тот факт, что в Книге Бытие отношения Бог–человек выстраиваются по принципу центрального положения Бога как Создателя, а также и то, что материал, из которого был создан человек, определен как прах земной, что соответствует данным биохимических исследований[788].

В Книге Бытие говорится, что Ева была создана из ребра Адама. Использованное в Пятикнижии слово также переводится c иврита как «боковая сторона»[789]. Выдающийся толкователь Торы Раши указывает на то, что часть, взятая у Адама, была не ребром, а другой стороной его тела. Мидраш указывает на то, что две стороны тела Адама были созданы в форме двух частей. В соответствии с этим, Бог отделил одну сторону Адама и создал из нее женщину, таким образом, из одного тела возникло два человека[790]. Те, кто считает, что теория эволюции противоречит Пятикнижию Моисееву, утверждают, что Ева не появилась на свет нормальным образом, а была создана из ребра или бока Адама. Исходя из этого, далее сторонники этой точки зрения указывают на то, что если для Евы существовал особенный способ сотворения, то логично будет распространить эту идею на Адама и другие виды. Они также отмечают и то, что если для Евы предусматривать исключение, то в этом случае сторонники теистической эволюции приблизятся к позиции тех, кто выступает за независимое создание видов. В этом случае сторонники теистической эволюции признают, что существуют исключения в процессе создания, и таким образом, согласятся с существованием некоторых исключений, связанных с возникновением человека[791]. Часть тех, кто пытается согласовать теорию эволюции с иудейской и христианской верой, говорит, что для Адама и Евы предусмотрено исключение. Другие утверждают, что отсутствие описания деталей в Священных Писаниях и недостаточность комментариев к ним позволяет верить в теорию эволюции, не предусматривая при этом никаких исключений для Адама и Евы[792].

Что касается Корана, то здесь не встречается указаний на то, что жена Адама была создана из его ребра или бока. Кроме того, в Коране не говорится и о том, что жену Адама звали Ева. В Коране присутствует следующее упоминание Адама:

«И сказал твой Господь ангелам: “Я поставлю на земле наместника”. Они спросили: “Поставишь ли Ты на земле того, кто будет грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?” Аллах ответил: “Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо”.

И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им: “Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни”».

Коран. Сура 2 «Корова»: 30–31

 

Некоторые толкователи Корана говорят, что Адам был сотворен в раю (слово «рай» означает и «сад»), находящемся за пределами нашего мира. Другие же утверждают, что этот «сад» находится в этом мире. В качестве доказательства используется высказывание Бога, содержащееся в 30-м аяте суры «Корова»: «Я установлю на земле наместника»[793]. Что касается аята, где упоминается «падение» Адама (хубут) после совершенного им греха[794], то те, кто полагает, что рай, где жил Адам, находился на небе, понимают это как спуск на землю. Те же, кто говорит, что обиталище Адама (райский сад) находился на земле, понимают хубут как то, что Адам был перенесен в иное место[795]. Сторонники того, что Адам был создан где-то на земле, утверждают, что в случае его «переселения» вниз (на землю) для передачи этого действия должен был бы использоваться глагол назала [796] ведь именно этот глагол употребляется для передачи идеи спуска с небо на землю материальных (например, воды) и нематериальных (божественное вдохновение, вахй) субстанций [797]. Мысль о том, что Адам был сотворен в этом мире, в большей степени соответствует подходу теистов-эволюционистов. Поскольку в Библии (Быт. 2:7-8) также говорится, что Адам был создан на земле, то можно сказать, что мнение тех толкователей Корана, которые полагают, что Адам был создан в этом мире, соответствует Священным Писаниям христианской и иудейской религий. Нижеприведенные аяты из Корана касаются сотворения жены Адама и являются темой для дискуссий между толкователями Корана:

 

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами».

Коран. Сура 4 «Женщины»: 1

 

«Именно Он сотворил вас из единой души и из нее же создал супругу, чтобы он (т. е. Адам) находил покой у нее. Когда же [Адам] сошелся с ней, она понесла легкое бремя и стала ходить с ним. А когда она отяжелела от бремени, они обратились к Аллаху, своему Господу: “Если Ты пожалуешь нам благочестивого [сына], то лишь к Тебе [устремится] наша благодарность”».

Коран. Сура 7 «Преграды»: 189

 

Сотворение «из единой души»[798], упоминаемое в этих аятах, было воспринято многими толкователями как указание на то, что, в точности так, как описано в Пятикнижии, жена Адама была создана из него самого. Другие толкователи, однако, толкуют сотворение из единой души иначе, а именно как то, что Адам и его жена были сотворены как представители одного и того же вида живых существ[799]. В качестве доказательства они приводят следующие аяты:

«…Он сотворил из вас самих жен для вас...»

Коран. Сура 30 «Румы»: 21; сура 16 «Пчелы»: 72; сура 42 «Совет»: 11[800]

 

«Несомненно, Аллах оказал милость верующим, когда пожаловал им Пророка из их же среды, который читает им Его аяты, очищает их от грехов, учит их Писанию и мудрости, хотя прежде они и пребывали в явном заблуждении».

Коран. Сура 3 «Семейство Имрана»: 164

 

Наличие вышеприведенных аятов в Коране трактуется следующим образом: сотворение «из единой души» является указанием не на то, что Ева была создана из части Адама, а на то, что она была создана как представитель того же вида, что и Адам. Такой комментарий близок к позиции теистов-эволюционистов, полагающих, что Ева не была сотворена отдельно и независимо от остальных существ, но ее появление представляет собой часть процесса сотворения. Я считаю, что для тех, кто понимает, что человек и все живое и неживое было создано Богом самым великолепным и превосходным образом, споры о том, как именно была создана Ева или где был сотворен Адам, не имеют никакого значения. Однако я коснулся этой темы с целью помочь читателям получить представление о том, что на этот счет среди богословов, исповедующих одну и ту же религию, существуют различные точки зрения. Лично я, поскольку не выношу определенного суждения относительно правильности того или другого комментария и не считаю, что по этому поводу важно иметь свое мнение, занимаю в данном случае позицию «теологического агностицизма».

Повеление «Будь!» и сотворение Адама

Часть тех, кто полагает, что теория эволюции противоречит Корану, утверждают, что Адам был создан по повелению «Будь!», и это указывает на то, что Адама создал Бог. Соответствующий аят приведен ниже:

 

«Воистину, Иса для Аллаха таков же, как и Адам. Он сотворил его из праха, потом сказал ему: “Будь!” – и тот возник».

Коран. Сура 3 «Семейство Имрана»: 59

Из Корана мы узнаем, что Адам возник после того, как Аллах повелел: «Будь!». Однако это не означает, что возникновение Адама произошло в один момент мирского времени. Приведенная выше цитата говорит лишь о том, что для возникновения Адама было достаточно того, чтобы Бог повелел: «Будь!». Кроме того, из Корана мы узнаем, что Бог создал небо и землю за шесть дней[801]. С другой стороны, исходя из нижеприведенных аятов становится очевидным, что для создания неба и земли также было достаточно приказа: «Будь!».

 

«Неужели тот, кто сотворил небеса и землю, не в силах создать подобное им? Да, способен! Ведь Он – Творец, мудрый.

Когда Он хочет чего-либо, то стоит только Ему произнести: “Возникни!” – и творение возникает.

Коран. Сура 36 «Йа Син»: 81–82

«Он – тот, кто, воистину, сотворил небеса и землю. И тогда, когда Он возвестит: “Возникни!” – это и возникает. Его слово – истина. В Его власти [будут все] в тот день, когда прозвучит трубный глас. Он знает и сокровенное и явное, Он – мудрый и ведающий».

Коран. Сура 6 «Скот»: 73

Теория относительности Эйнштейна установила на теоретическом уровне, что время не является абсолютным, что оно изменяется в зависимости от таких параметров Вселенной, как сила земного тяготения и скорость[802]. Данная теория была подтверждена с помощью данных, полученных в ходе экспериментов и наблюдений[803]. Понятно, что время, которое способно изменяться даже внутри Вселенной, не может рассматриваться в качестве некой характеристики, огрничивающей Бога. Поэтому нет никакой разумной причины для того, чтобы в божественном повелении «Будь!» усматривать одномоментность данного действия в его мирском воплощении. Предполагается, что возраст Вселенной составляет около 15 миллиардов лет[804], однако все это время эквивалентно повелению Бога «Будь!». Таким же образом повеление Бога «Будь!» было использовано в Коране и при повествовании о сотворении Иисуса:

«Она сказала: “Господи! Как может быть у меня ребенок, – ведь не касался меня ни один мужчина”. Сказал [ангел]: “Именно так! Аллах создает то, что пожелает. Когда Он решит, чтобы какое-либо дело [свершилось], то Он только скажет: “Свершись!” – и оно свершается”».

Коран. Сура 3 «Семейство Имрана»: 47

Приход Иисуса в этот мир состоялся по повелению «Будь!», однако в Коране также повествуется и о том, что Дева Мария носила его определенное время в утробе. Все это показывает, что из факта возникновения Адама по повелению «Будь!» мы не можем сделать вывод о том, что он был сотворен в один момент мирского времени.

В итоге нашего изучения теории эволюции с точки зрения Священных Писаний становится ясно, что самая сложная и проблемная тема, над которой следует поразмышлять особо – сотворение Адама и Евы. Говард А. Келли, выдающийся физик университета Джонса Хопкинса, говорит, что он верит во все положения теории эволюции, за исключением сотворения Адама и Евы. В истории науки существуют ученые, которые, подобно Келли, верят в теорию эволюции, отделяя ее от вопроса о сотворении Адама и Евы[805]. Не все толкователи Священного Писания считают, что сотворение Адама и Евы расходится с концепцией теории эволюции. Для Священных Писаний самое важное – это вера в бытие Бога и Его центральную роль в созидании всего и вся. На основании Священных Писаний не так уж и легко опровергнуть идею о том, что именно эволюция является способом создания, выбранным Богом. В Священных Писаниях описывается процесс Божественного созидания, но при этом нет никаких упоминаний об «инструментальных способах». Например, в Коране говорится, что Бог создал Закарию из ничего (Коран, сура 19 «Марьям»: 9). Данное обстоятельство, очевидно, не означает, что у пророка Закарии не было родителей, не было предшествующих его рождению этапов, или что у него не было также детства. Если предположить, что и при создании Адама дело обстояло похожим образом, и при этом эволюция (как инструментальная причина, также созданная Богом) остается за рамками описания данного события – то возразить против этого на основании Священных Писаний будет очень сложно. С другой стороны, я постарался показать, почему я считаю, что утверждения тех, кто полагает, что Священные Писания – в особенности, Коран – указывают на теорию эволюции, содержат ряд навязываемых нам спорных интерпретаций. Я также постарался продемонстрировать, почему нельзя сказать, что Священные Писания содержат указания на теорию эволюции. Это, в свою очередь, приводит меня к следующему выводу: с точки зрения Священных Писаний (особенно Корана) разумнее всего занять нейтральную позицию, не опровергая теорию эволюции, но и не выступая в ее защиту; если Священные писания будут нашей единственной отправной точкой, то мы можем занять по отношению к этой теории позицию агностиков. Вследствие теологических причин я называю свой образ мыслей по отношению к теории эволюции «теологическим агностицизмом», мое отношение в общем можно охарактеризовать как «агностицизм». Ввиду этого я выступаю за то, что данная позиция представляет собой самую разумную и пригодную для разрешения всех противоречий, возникающих между религиями и данной теорией.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...