Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место первородного греха в христианской теологии

И теория эволюции

В отличие от исламской и иудейской теологии, тема «первородного греха» занимает отдельное, в высшей степени важное место в христианской теологии. На формирование христианской концепции первородного греха оказали влияние следующие стихи Ветхого и Нового завета:

«Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

И сказал змей жене: нет, не умрете,

но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Ветхий завет, Быт. 3:3–5

 

«Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

Ветхий завет, Быт. 3:17–19

 

«И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят».

Ветхий завет, Быт. 3:23

 

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили».

Новый завет, Рим. 5:12

 

«Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.

Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие».

Новый завет, Рим. 5:17–19

 

Концепция первородного греха в христианской теологии изложена главным образом в Новом Завете, в Послании к Римлянам, хотя упоминания о ней присутствуют также и в Ветхом завете, в Книге Бытие. Согласно этому учению, грех, совершенный Адамом, перешел на всех его детей, и каждый человек рождается с этим грехом. Спастись от него можно только с помощью Иисуса Христа[813]. По учению христианской церкви, падение, которое началось с греха Адама, объединяется с распятием Иисуса на кресте во искупление грехов человеческих[814]; данное убеждение составляет один из главных догматов христианской церкви. Некоторые христианские теологи считают, что мы должны понимать под «первородным грехом» не тот грех, в котором человек считается виновным с самого своего рождения, а то, что человек с рождения наследует «природу, склонную ко злу»[815]. Эта концепция, связанная с «первородным грехом», считающимся крайне важным с точки зрения христианства, отвергается представителями иудейской веры. Иудеи не соглашаются с тем, что человек приходит в этот мир грешным, и отвергают «злую» суть человеческой природы[816]. В некоторых частях Пятикнижия и Ветхого завета говорится о том, что дети не несут ответственности за грехи своих родителей[817]. Данная мысль отвергается также и исламом. В Коране присутствуют следующие аяты, доказывающие, что покаяние Адама было принято и первородный грех не был передан от родителей к их детям:

 

«[Адам и его супруга] поели [плодов того дерева], и увидели они свою наготу. Они стали прикрываться сложенными [вместе] листьями райских деревьев. Так Адам ослушался своего Господа и сошел с правильного пути

Потом Господь избрал его [из числа других], простил и направил на прямой путь».

Коран. Сура 20 «Та Ха»: 121–122

 

Одно из самых важных, с точки зрения нашей темы, утверждений, касающихся «первородного греха», заключается в том, что именно после «грехопадения» и животные, и люди стали смертными[818]. Между тем, археологические находки, которым более сотни миллионов лет, говорят о том, что уже тогда на Земле существовали живые существа. Например, в Кембрийский период, отстоящий от нас более чем на пятьсот миллионов лет, жили многоклеточные организмы: об этом свидетельствуют найденные реликты[819]. Вышеприведенное утверждение, находящее большое количество сторонников среди христиан, противоречит не только теории эволюции, но и многим находкам палеонтологии. С другой стороны, многие христиане считают, что события, описываемые в Ветхом и Новом завете, касаются лишь человека, а утверждение, касающееся тленности живых существ как результата первородного греха, не обосновано Священным Писанием[820]. Они также указывают на то, что это суждение основано на неверном истолковании выражения, содержащегося в Новом завете (Рим. 5:12): «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». В качестве доказательства используется тот факт, что прежде, чем Адам совершил грех, ему было сказано: «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). Но если Адам не мог наблюдать смерть животных, то тогда он не должен был бы знать, что означает «смерть»[821].

Еще одно важное обстоятельство, связанное с «первородным грехом», – это обязательное навязывание веры в то, что человеческий род произошел от одной единственной пары (моногенизм). На самом деле, и иудеи, и мусульмане (за исключением некоторых толкователей) разделяют данную точку зрения. Однако поскольку в исламе и иудаизме нет такой концепции, как «первородный грех», то и данное убеждение не играет такой центральной роли, как в христианстве. Согласно христианской теологии, путь к освобождению человечества, начавшийся с распятия Иисуса на кресте[822], важен с точки зрения обращения вспять процесса грехопадения, который начался с «первородного греха».

Здесь перед нами возникает два вопроса. Первый вопрос: что представляет собой концепция происхождения человеческого рода от одной пары с точки зрения теории эволюции? Второй вопрос: является ли происхождение человеческого рода от одной-единственной пары необходимостью с точки зрения Священного Писания? Сторонники теории эволюции полагают, что сотни тысяч живых организмов произошли от одного одноклеточного живого существа. Будет очень странно, если те, кто так считает, попытаются отвергнуть факт происхождения всех людей от одной единственной пары. Несмотря на это, в истории науки были и те, кто посчитал, что данная мысль расходится с положениями теории эволюции. Однако исследования митохондрия клетки показали, что все люди происходят от одной особи женского пола[823]. Основой данного утверждения является изучение ДНК митохондрия. ДНК митохондрия отличаются от прочих ДНК и передаются только от матери. Во время исследований были выявлены 133 различных типа митохондриального ДНК. Дальнейшие исследования этих типов показали, что все они произошли от одного предка, имеющего один тип ДНК. Данное научное открытие еще больше укрепило веру в то, что все люди произошли от одной пары. Этот результат используют и те, кто верит в теорию эволюции, и те, кто не верит. Она демонстрирует, что не следует возражать против идеи о том, что все люди произошли от одной пары, а также показывает, что данные современной генетики – несмотря на споры по этому поводу – не противоречат этой идее.

Вопрос о том, вынуждают ли религии верить в происхождение рода человеческого от одной единственной пары или нет, – это совершенно другая тема. Основная позиция трех монотеистических религий заключается в том, что люди произошли от одной пары (Адама и Евы). Однако в исламе, где нет понятия «первородный грех», есть те, кто полагает, что Адам и Ева не являются первыми людьми. Сторонники этой точки зрения утверждают, что Адам был наместником на Земле; кроме того, они указывают, что нельзя, опираясь на Коран, обосновать суждение, согласно которому Адам является биологическим отцом всего человеческого рода[824]. Те, кто так считает, говорят, что выражению бану Адам не следует приписывать значение родовой связи, а слово бану (сыновья) следует понимать как «следующие за ним, идущие по его пути»; что касается выражения бану Исра’ил, также встречающегося на страницах Корана, то здесь указывается, что все евреи, о которых идет речь в Коране, не могут быть сыновьями Иакова[825]. Кроме того, в Коране встречается выражение «ваш отец Авраам»[826] (абукум Ибрахим), обращенное к мусульманам, которое также используется сторонниками вышеуказанной точки зрения в качестве аргумента в пользу своей правоты[827].

Ибн Бабавайх в своем произведении «Китаб ат-таухид», ссылаясь на Джа‘фара ас-Садика, говорит, что и до Адама существовали живые существа, похожие на людей. Похожие мысли встречаются еще у некоторых авторов (например, имамитский автор «Джами‘ ал-ахбар» и имам Мухаммад ал-Бакир)[828]. В иудейском источнике (Мидраш) присутствует указание на то, что до Адама существовали «полулюди-полуобезьяны»[829]. Очевидно, что некоторые верующие, принадлежащие к одной из трех монотеистических религий, не видели никаких препятствий, чтобы согласиться с тем, что до Адама существовали «полулюди-полуобезьяны», похожие больше на обезьян, чем на людей. Однако если не считать этого крайне незначительного меньшинства, большинство все-таки согласилось с тем, что генетические истоки всех людей соединились в Адаме и его супруге.

У теории эволюции, утверждающей, что все живые существа произошли от одного одноклеточного организма, нет причин возражать против того, что все люди произошли от одной единственной пары. Генетические исследования, посвященные митохондрию, показывают, что все люди произошли от одной единственной особи женского пола, ввиду чего происхождение рода человеческого от одной пары является с точки зрения науки весьма весомым аргументом. Позиция тех, кто считает, что после грехопадения Адама и Евы все живые существа стали смертными, никоим образом не может быть обоснована с помощью современных научных знаний. Однако при этом нельзя сказать, что данная концепция, также указывающая на происхождение рода человеческого от одной-единственной пары, противоречит теории эволюции или современным научным сведениям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...