С точки зрения христианства и иудаизма
Начиная с появления теории эволюции, дискуссии, касающиеся геологии, неразрывно связаны с этой теорией. Противоречия, возникающие между геологическими находками и описаниями священных текстов (в особенности Торы), стали причиной того, что между геологией и религией возникли напряженные отношения. Самая важная причина этих напряженных отношений заключается в том, что некоторые священнослужители, комментируя Тору определенным образом, – вопреки геологическим данным – заявляют, будто возраст Земли очень мал. Многие атеисты видят различие между эволюционистами и креационистами в том, что креационисты считают, что возраст Земли небольшой, а эволюционисты, напротив, полагают, что Земля существует очень давно[739]. Указывая на данное различие, они выдвигают на передний план суждения креационистов вроде Генри М. Морриса, утверждающих, что Земля возникла недавно. Таким образом, все доказательства, указывающие на то, что возраст Земли составляет четыре-пять миллиардов лет, преподносятся так, словно это аргументы в пользу теории эволюции. Однако подтвердить достоверность теории эволюции или опровергнуть креационистскую концепцию, объединив дискуссии, связанные с возрастом Земли, с теорией эволюции и определив возраст планеты как 4–5 миллиардов лет, не представляется возможным. Прежде всего, утверждение, что планета стара, не идентично теории эволюции, и кроме того, на сегодняшний день многие верующие, исповедующие монотеистические религии, считают, что суждение о том, что возраст Земли составляет 4-5 миллиардов лет, не противоречит священным текстам[740]. В мусульманском мире в особенности мысль о том, что Земля была создана много лет назад, никогда не представляла серьезной проблемы. Что касается христиан, то идея о том, что Земля была сотворена 6000 лет назад, как говорилось в 1-й главе настоящей книги, была выдвинута на основании расчетов, произведенных в XVII в. ирландским архиепископом Джеймсом Ашером[741]. Многие христианские и иудейские теологи отмечали, что то выражение в Торе, которое Ашер переводил как «его сын», также имеет значение «один из его потомков», а потому расчеты Ашера ненадежны. Между тем, если бы данная цифра была совершенно явно указана в Торе, то ее обнаружили бы, разумеется, задолго до Ашера.
В дискуссиях, связанных с возрастом Вселенной и Земли, особого внимания заслуживает выражение «шесть дней», встречающееся в Торе и Коране. В Торе данное выражение встречается в таком виде: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой». Ветхий завет, Быт. 1:31 В Коране же мы находим следующее: «[Он] – Тот, кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом воссел на троне. Он – Милостивый. Спрашивай о Нем того, кто ведает». Коран. Сура 25 «Различение»: 59 Слово йом (евр.), упоминающееся в Торе, может быть переведено как «день». Данное слово означает не только период длиной 24 часа, но часто указывает и на неопределенный отрезок времени. Как среди иудейских, так и среди христианских теологов существует мнение, что выражение «шесть дней», упомянутое в книге Бытие, необходимо интерпретировать как «очень долгий период времени»[742]. Иудеи, обозначающие в своих календарях 2007 г. как 5767 г., ведут летоисчисление с момента сотворения Адама. Однако многие иудеи при этом, проводя различие между сотворением Земли и Вселенной и сотворением Адама, не считают, что сказанное в Торе противоречит тому, что возраст Вселенной составляет 15 миллиардов, а возраст Земли – 4–5 миллиардов лет. Также отмечалось, что до Адама могли существовать человекообразные обезьяны, однако на языке Торы лишь потомки Адама называются людьми[743]. Свои слова о том, что йом не означает 24-часовой период, определенный движением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, теологи подкрепили еще и тем, что, согласно Торе, Солнце было создано лишь на 4-й день[744]. На это указывают следующие строки из Торы:
«И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый». Ветхий завет, Быт. 1:16-19 Некоторые христианские богословы, подобно еврейским ученым-теологам, полагали, что источником светлого времени суток на Земле является Солнце, которое было создано на четвертый день, ввиду чего не следует истолковывать слово «день» исключительно в стандартном астрономическом смысле[745]. И хотя сегодня многие христианские теологи соглашаются с тем, что Ветхий Завет является источником всех религий, при этом они отвергают хронологию Ашера и иудейское летоисчисление, защищая при этом точку зрения, согласно которой Адам мог быть сотворен намного раньше. Они также объединяют концепцию независимого сотворения видов с концепцией старой планеты[746]. Для того чтобы выделить данный подход в качестве отдельного самостоятельного учения, используется термин «креационизм старой Земли» [747]. Хотя среди еврейских и христианских мыслителей достаточно широко распространена концепция «креационизма старой Земли», есть и те, кто разделяет идею о независимом сотворении живых существ с концепцией молодой планеты. Данный подход получил название «Креационизм молодой Земли». Те, кто является сторонником данного подхода, считает, что «шесть дней», за которые произошло сотворение Вселенной и Земли, соответствуют шести суткам, где каждый из шести периодов равен 24 часам[748]. Практически все сторонники данной идеи говорят о том, что наука и религия представляют собой разные сферы, и мы не должны путать их между собой. Однако некоторые люди, думающие таким образом, полагают, что научные доказательства свидетельствуют о том, что Земля и Вселенная – молодые. Гемоглобин, обнаруженный в останках динозавров, указывает на то, что эти живые существа жили несколько тысяч лет назад, потому что данный белок не может существовать более нескольких тысяч лет. Луна каждый год становится на четыре сантиметра дальше от Земли, что противоречит убеждению, согласно которому Земля существует много миллиардов лет. Этот и прочие аргументы используются для доказательства молодости Земли[749]. Сторонники данной концепции рассматривают различные научные методы, такие, как радиометрия, и пытаются доказать, что они не являются надежными[750]. Кроме того, они полагают, что ни одно геологическое событие нельзя объяснить с помощью принципа униформизма, что современные геологические изменения не могут быть ключом к разгадке прошлого, и, наконец, что причина всех заблуждений, связанных с возрастом Земли, заключается в принятии априори принципа униформизма[751]. Мое собственное мнение на этот счет таково: аргументы, к которым прибегают сторонники данного подхода, совершенно не убедительны. Поэтому я разделяю концепцию «креационизма старой Земли». Как уже было отмечено ранее, дискуссии, касающиеся униформизма и катастрофизма, занимают важное место в геологии. Даже если в самое ближайшее время многие геологи согласятся с тем, что катастрофизм имеет гораздо большее значение, чем униформизм, тем не менее ученые, выдвигающие катастрофизм на первый план, все равно предполагают, что возраст Земли исчисляется несколькими миллиардами лет.
Многие интерпретации Священных Писаний допускают возможность того, что Земля и Вселенная могут быть старыми. Дарвин, как и многие ученые и теологи, был сторонником того, что «шесть дней», за которые была создана Земля, соответствуют продолжительному периоду времени[752]. Все «христиане-эволюционисты» после Дарвина разделяли данную точку зрения и стали сторонниками того же подхода, что и защитники «креационизма старой Земли», поддерживающие концепцию независимого сотворения живых существ[753]. При этом часть из них полагает, что слово «день» обозначает «период времени», а другие высказывают идею о том, что «шесть дней» – это дни, когда Бог выразил свои повеления, а в промежутке между ними прошло много времени. Данная концепция получила название «концепция дней с перерывами» (Intermittent Day View)[754].
В итоге я придерживаюсь той точки зрения, что для христиан и иудеев мысль о том, что Вселенная и Земля были созданы много миллиардов лет назад, не вызывает проблем. Еще задолго до того, как были сформулированы аргументы в пользу того, что Вселенная и Земля были созданы за довольно продолжительный период времени, многие христианские и еврейские священнослужители и геологи соглашались с этим – и продолжали соглашаться и во время выдвижения этих аргументов, и в последующий период. Подобно тому, как существуют люди, воспринимающие эволюцию как процесс, сотворенный Богом, есть и те, кто полагает, что виды образовались независимо друг от друга. Я думаю, что не следует придавать особого значения группам, утверждающим, что Вселенная и Земля возникли за несколько дней. Эти группы, состоящие из натуралистов-атеистов, являющихся приверженцами теории эволюции, пытаясь преподнести себя в качестве представителей всех, кто выступает за независимое сотворение живых существ, преследуют определенную цель. Их подход, однако, является совершенным заблуждением. Ввиду этого мне кажется, что они не могут представлять широкие массы людей, соглашающихся с тем, что виды произошли независимо друг от друга, а также и с тем, что Вселенная и Земля возникли много миллиардов лет назад.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|