Беседа Снегурочки с детьми
Алябьева Е.А. А60 Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с. (Программа развития). ISBN 5-89144-519-0 Представленные в пособии тематические дни и недели, проводимые во время каникул и в течение года, помогут сделать жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной, занимательной. Творческие идеи послужат примером нестандартного мышления педагога, ухода от обыденности, штампов в работе с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольных образовательных учреждений. Для воспитателей, логопедов, методистов и заместителей заведующих ДОУ. ББК 74.100.58 Клена Алексеевна Алябьева ТЕМАТИЧЕСКИЕ ДНИ И НЕДЕЛИ В ДЕТСКОМ САДУ: ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНСПЕКТЫ Главный редактор В.В. Дремова Редактор О.А. Орлова Корректоры Л. В. Петрова, Л. Б. Успенская Художник ЕВ. Кустарова Компьютерная верстка Т.Н. Полоювой Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера На обложке использована фотография из ГО У д/с № 1678 СВАО г. Москвы Лицензия ИД № 02242 от 05.07.2000 г. Гигиеническим сертификат № 77.99.02.953.Д.0025Ж04.03 от I 1.04.200' i. Подписано и печать 25.11.04 г. Формат 60x907,. Бумага типографская. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. и а 10.о Тираж 10 000 ак1. Закат № 4618. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохочяпстиеннан ул., IS, корн. 3. Тел.: (095) (>50 л 0\ 10/ У)-15. Отпечатано с готовых диапоаитивов наФГУП ордена «!n,w I Ьим- Смоленская областная типография им В М ('мирница 214000, г. Смоленск, проспект им К) I,парты, д '.' ISBN 5-89144-5 I 9-0 |
ооо III (-фора», 2005
От автора
О тематическом планировании воспитательно-образовательной работы в ДОУ заговорили примерно десять лет назад, когда появилась необходимость в новом подходе к психофизической разгрузке детей в период зимних и летних каникул. Опыт нескольких детских садов освещался в статьях журнала «Дошкольное воспитание», где приводились примерная тематика дней, краткое наполнение содержания занятий.
|
|
Я представляю вниманию читателей разработки сценарного варианта тематических дней и недель.
В основу занятий с детьми положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, она лишь является канвой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.
Сценарный вариант занятия рассчитан на последовательность событий в логике контекста, присутствие игрового персонажа, который помогает воспитателю вести сюжет.
Сценарий позволяет двум участвующим в миниспектакле воспитателям знать, что делает каждый из них, на что надо опираться, с чего начать утро, как продолжить вторую половину дня, как закончить.
Игровая мотивация является ведущей в тематических днях для детей младшего дошкольного возраста, в старших же группах присоединяется больше познавательной, нравственной мотивации.
В каникулярные дни проходят развлекательные занятия, которые позволяют детям разгрузиться от процесса обучения, улучшить состояние здоровья, удовлетворить потребность в самовыражении, свободном общении со сверстниками.
3
В пособии представлены конспекты тематических дней, которые можно проводить как в каникулы, так и в учебное время. Тематические дни в учебном процессе наполняются разнообразными познавательными занятиями, поисковой деятельностью, экспериментированием.
|
|
Практика показала, что тщательная подготовка педагогов к тематическому дню сполна окупается эмоционально-положительной реакцией детей, их максимальной активностью в течение всего дня, впечатлениями, которые наполняют детей. В учебном году такие дни лучше использовать как итоговые по разделу, теме. Чаще всего в них закрепляются знания и умения детей. Это дает возможность им уйти от излишнего напряжения, связанного с изучением нового материала, показать свои знания, удовлетворить свое притязание на признание.
Я не ставила целью подробно разработать конспекты занятий, игр. Да это и не нужно. Каждый педагог может проявить свое творчество, видение, опираясь на уровень знаний и умений детей своей группы, внося приемы индивидуально-дифференцированного подхода. Предложенные варианты — лишь база, опираясь на которую можно видоизменять содержание до бесконечности.
Наиболее остро встает вопрос тематического планирования в логопедических группах по лексическим темам. Воспитатели логопедических групп могут это сделать, поняв сам принцип планирования.
Тематика дней может быть самой разнообразной. В отдыхе дети нуждаются не только зимой и летом, но и весной, когда резко снижается сопротивляемость организма болезням. Накапливается годовая усталость. Поэтому можно спланировать и неделю весенних каникул: «У весны в гостях», «День юмора и смеха», «Первоцветы», «Птицы принесли весну на крыльях», «Весенняя сказка», «В мире неживой природы» и т.п.
Можно планировать тематические дни, посвященные праздникам, которые отмечают в детском саду, включая в них и утренники, развлечения. Тогда утренник органично войдет в жизнь детей.
Интересно складываются дни, если за основу взять сюжет любой динамичной сказки, которую любят дети, например: «Творим добро вместе с героями сказки "Путешествие в Изумрудный город"», «Учимся жить дружно вместе с героями сказки "Теремок"» и т.п.
Увлекательны тематические дни природоведческого характера, которые можно наполнить самыми разнообразными занятиями: наблюдениями, поисковой деятельностью, опытами, трудом на природе, играми-путешествиями, пластичес-
кими упражнениями с элементами психогимнастики, разгадыванием загадок и кроссвордов, чтением сказок, рассказов, стихов о природе и т.п. Это «Путешествие в мир насекомых», «Среди карликов и великанов (трава—деревья)», «Птичий базар», «Путешествие в стране зеленой», «В гости к солнышку (ветерку, дождю)», «Полистаем книгу природы по сезонам» и другие.
|
|
Важно, чтобы тематические дни наполнялись не только организованными мероприятиями, у детей должно быть достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно планируйте оборудование развивающей среды по темам дня.
Не стремитесь привлекать к организованной деятельности всех детей группы, лучше это сделать по подгруппам, учитывая интересы и желание ребят.
Распределение тематики занятий по возрастным группам достаточно условно, его не следует соблюдать буквально.
Педагогу, работающему в группе, следует доверять опыту и интуиции, а также своему знанию детей группы.
Если группа сильная, в ней преобладают развитые и способные дети, им вполне подойдут материалы для более старшего возраста; если педагог работает в коррекционной группе, целесообразно, напротив, использовать конспекты предшествующей возрастной группы.
Желаю творческих успехов всем, кто будет работать с данным материалом.
Особую благодарность выражаю выпускникам Рязанского педколледжа, которые помогали в разработке и апробировании тематических дней в детских садах.
4
Он куда-то убежал. |
Может, испугался волка? Может, зайка сбил с дороги, И в сугробах тонут ноги? |
Снег руками собирали, Наши пальчики устали. Мы их будем растирать, Мы их будем согревать. Чтобы стали горячее, |
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
(3—4 года)
ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ
1 день Зимняя сказка
Основные задачи:
— создание эмоционально положительного настроения;
— развитие интереса к сказкам, сказочным героям;
— развитие воображения.
Игровые персонажи: педагог в образе Снегурочки, снеговик из снега на участке ДОУ.
УТРО
Сюрпризный момент
Цели: привлечь внимание детей; вызвать интерес к происходящему.
|
|
Появляется педагог в образе Снегурочки, которая пришла в детский сад из леса от Деда Мороза.
Беседа Снегурочки с детьми
Цели: задействовать эффективный мотив помощи; вызвать интерес; закрепить знания детей о снеговике, способах его лепки, форме, элементах украшения; развить диалогическую речь.
Педагог говорит о том, что снеговик, который помогал разносить подарки, отстал по дороге. Он может заблудиться. Педагог просит детей помочь найти Снеговика, а также рассказать о его внешнем виде: из чего сделан, из каких частей состоит, чем украшен, из чего сделан нос, глаза, что держит в руке, что может быть у него на голове.
Урок: нельзя найти того, кого не представляешь и не можешь описать.
Игра «Снеговик пропал»
Цель: развить чувство ритма, интерес к происходящему, координацию движений, речь, память, внимание.
Педагог предлагает прочитать про Снеговика стихотворение, слова которого можно показать движениями и мимикой лица.
Снеговик в лесу пропал. Поднимают обе руки вверх, паль-
цы раскрыты, руки скрещены.
6
Указательным и средним пальцами правой руки изображают бег.
Обнимают себя руками, изобра жая страх.
Показывают руками ушки. Поочередно высоко поднимают ноги.
Дидактическая игра «Подбери пару» Цели: закрепить знания основных цветов, их названий; сформировать потребность в совместных со сверстниками действиях, удовольствия от них.
Оборудование: бумажные варежки с рисунками разного цвета по количеству детей.
Педагог вместе с детьми находит чьи-то следы, которые ведут к мешку Снеговика. В нем лежат варежки разного цвета для зайчат, но они все перепутались. Надо помочь найти пару, а то зайчата огорчатся.
Утренняя гимнастика
Цель: поднять эмоциональный и мышечный тонус детей.
«Снеговик шагает по лесу, пробирается сквозь кусты, деревья, перелезает через поваленные деревья, лакомится ягодами рябины и калины, ходит по узкой тропинке, прыгает за зайчиком и т.п.».
Урок: чтобы найти Снеговика, нужно стать сильными, быстрыми, ловкими.
ДЕНЬ Индивидуалыю-подгрупповая работа но лепке Цели: закрепить умение скатывать шарик из глины или мягкого пластилина; развить мелкую моторику пальцев рук; обогатить глагольный словарь.
Педагог объясняет, что Снеговик всем приготовил подарки, а у самого их нет. Порадовать его можно, слепив ему друзей — снеговиков.
Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики» (2 раза)
Энергично сжимают и разжи мают пальцы обеих рук. Энергично потирают ладонь о ладонь.
Энергично разминать. Делают массирующие движения
|
|
пальцами.
Сюжетно-ролевая игра «Снегурочка в гостях» Цели: развить умение брать на себя роль, действовать в соответствии с ней; взаимодействовать в игре со взрослым как с равным игровым партнером; вступать в простой ролевой диалог по сюжету игры.
Оборудование: игровое панно с изображением холодильника, «мороженое», «газировка», «торт-мороженое» и т.д.
Педагог объясняет: «Все дети позавтракали, а Снегурочка осталась голодной. Может ее кто-то пригласит в гости и угостит? Только Снегурочка не ест ничего горячего, ведь она из снега и может растаять».
Прогулка
Педагог говорит детям, что они подготовились к поиску Снеговика, сделали зарядку, хорошо поели, разогрели свои пальчики, слепили ему подарки. Теперь можно начать поиски. Находит следы, которые ведут из помещения на улицу. Предлагает поскорее одеться.
Игра-путешествие «В зимнем сказочном лесу» Цели: развить воображение, пантомимику, звукоподражание; закрепить знания о лесных животных.
Педагог приводит детей на спортивный участок и предлагает отправиться в зимний лес на поиски Снеговика. Дети по подражанию выполняют различные действия: идут по глубокому снегу, пробираются сквозь чащу, встречают зайчика, лисичку, волка, ворону, синичек, имитируя их движения, звукоподражая. Но Снеговика не находят.
Дети переходят на участок группы и находят Снеговика, рассматривают его вместе с педагогом, радуются. Около Снеговика находят мешок с елочными игрушками.
Украшение елки на участке детского сада Цель: продлить радость от новогодних праздников.
Хоровод вокруг елки
(любой, разученный к утреннику) Цели: повысить двигательную активность; дать почувствовать радость от совместных действий со сверстниками.
Подвижная игра «Не заморозь руки» Цель: развить ловкость, волю. Оборудование: волшебная палочка Снегурочки. 8
Дети стоят в кругу. Ребенок должен быстро убрать руки до того, как Снегурочка дотронется до них палочкой.
Украшение Снеговика
Цели: развить творчество, воображение, изобразительные навыки; доставить удовольствие от совместной творческой деятельности со взрослым; активизировать словарь.
Оборудование: жидкая гуашь, кисти, ягоды рябины, веточки, семена деревьев, мишура.
ВЕЧЕР
|
|