Импровизация на детских музыкальных инструментах
Цель: развить детское творчество. Нотка напоминает детям, что они показывали сегодня оркестр в стихотворении, а можно составить лягушачий или звериный хор, сочинить свою мелодию и сыграть ее на детских музыкальных инструментах или изобразить голосом. Сочинение сказки «Путешествие веселой нотки» Цели: развить воображение, умение сочинять по предложенной схеме; развить образную речь, умение творить вместе, запоминать мысль товарища, часть сюжета. Педагог предлагает детям в подарок нотке сочинить про нее сказку, записать, зарисовать ее. 10 день В мире цветов Основные задачи: — закрепить знания детей о цветах как виде растений; — развить наблюдательность, любознательность; — сформировать интерес к миру растений, желание делать окружающее красивым. Игровой персонаж: Фея цветов (педагог с венком из искусственных цветов на голове, накидкой с цветами). 144 УТРО Сюрпризный момент Под «Вальс цветов» П. Чайковского появляется Фея цветов, знакомится с детьми, приглашает их в Страну цветов. Предлагает рассмотреть свой наряд и назвать цветы, которые детям знакомы. Элементы психогимнастики Фея приглашает детей на поляну волшебных цветов. Предлагает им сесть на воображаемое облако (можно спеть песенку «Облака, белогривые лошадки»). Фея спрашивает детей, какие они знают цветы, какие самые любимые, каким цветком они хотели бы стать. Волшебной палочкой «превращает» детей в семечки цветов. Этюд «Цветок» Пластическое превращение семени в росток, а затем растение с закрытым бутоном и наконец, цветком. [6, занятие «Поляна волшебных цветов».] Дели: развить воображение, умение адекватно выражать эмоции удовольствия, радости; закрепить в активном словаре названия цветов.
Утренняя психогимнастика «Волшебные цветы» 15, занятие «Волшебные цветы», раздел «Гимнастика»] Фея говорит детям, что из семени они выросли и стали прекрасными цветами, вокруг которых летают бабочки, стрекозы. Дети — необычные цветы, которые умеют двигаться. Предлагает встать в круг, сплести из цветов венок. ДЕНЬ Чтение произведения Ж. Санд «О чем говорят цветы» Цель: развить интерес к литературе, сказкам, речь, внимание. Фея приносит детям волшебную книгу, предлагает послушать сказку о цветах. Дидактическая игра «Собери букет» [9] Цели: научить подбирать сочетания цветов; закрепить знание основных цветов спектра; развить аналитико-синтетическое мышление; закрепить представление об особенностях внешнего вида и знание названий цветов. Фея обращает внимание детей на отдельные элементы цветов, выражает огорчение тем, что ветер сорвал все лепестки с цветов. 145 |
Просит детей их собрать и оживить.
10 -4618
Игра-беседа «Если бы ты был горным цветком» [2 J Цели: уточнить знания детей о горных цветах, их особенностях; развить воображение, умение вести диалог от лица горного цветка; развить эмпатию.
Фея говорит детям, что они рассматривали множество цветов на клумбах, а когда были на даче, в деревне, могли свободно подойти к любому цветку, рассмотреть его, понюхать, полюбоваться. Но бывают цветы, которые растут высоко в горах. До них очень трудно добраться. Видеть их могут только смелые альпинисты или горцы, т.е. люди, которые живут в селеньях высоко в горах. Предлагает детям рассмотреть иллюстрации горных цветов и самим «превратиться» в такой цветок.
Коллективная аппликация «Волшебная поляна» Цели: научить заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезания и наклеивания; развить эстетический вкус, умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развить воображение, творческое мышление.
|
|
Фея напоминает детям, что они находятся на волшебной поляне, которую до сих пор только представляли. Предлагает украсить поляну цветами. Подумать, какие цветы будут, какого цвета, как их надо разместить, чтобы было красиво, сочетались цвета, но чтобы поляна была необычной. Предлагает детям наклеить не только цветы, которые они знают, но и необычные, сказочные.
Соревнование «Кто быстрее посадит цветы луговые и садовые» Цели: закрепить знания о внешнем виде луговых и садовых цветов; развить быстроту, ловкость, умение из общего количества искусственных цветов или карточек-цветов выбрать те, которые соответствуют названию команды.
Чтение стихотворения «Цветик-колокольчик»
(по методике «Расскажи стихи руками» [4J) Цели: развить чувство ритма, в том числе поэтического; развить воображение, мелкую моторику пальцев рук, речь. Фея предлагает детям «превратиться» в колокольчики.
Хоровод «Мы на луг ходили, хоровод водили» Цель: развить музыкальный слух, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки.
Фея приглашает колокольчиков на цветущий луг.
Уход за цветами на клумбе
Цели: закрепить навыки ухода за растениями; сформировать желание выращивать растения своими руками, умножать красоту окружающего мира; развить глагольный словарь.
Фея напоминает детям, что цветы, как и дети, нуждаются в постоянном уходе.
ВЕЧЕР Развлечение Цели: позабавить, повеселить детей, доставить радость от совместной деятельности; закрепить знания о цветах. Содержание:
1) конкурс «Кто быстрее и красивее составит букет из искусственных цветов»;
2) конкурс «Кто интереснее и необычнее составит композицию из цветов на полу»;
3) чтение стихов о цветах;
4) складывание цветов из элементов;
5) импровизация под «Вальс цветов» П. Чайковского из балета «Щелкунчик»;
6) исполнение песни о цветах.
ВАРИАНТЫ СЮРПРИЗНЫХ МОМЕНТОВ
1. В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Мишка просит детей добрыми поступками, трудолюбием помочь жителям леса освободить его от старухи Лени. В конце дня сорока приносит из леса письмо с благодарностью от лесных жителей, которые пишут, что старуха Лень растаяла и лес ожил.
|
|
2. В гости к детям прилетает бабочка, чтобы отправиться с ними в мир насекомых, цветов, сказок и т.п. Для этого протягивается леска от любого шкафа или настенной полки до более низкой опоры. Бабочка прячется за шкаф. К игрушке привязывается леска, за которую можно потянуть, и она спустится вниз по натянутой леске, как будто слетит.
3. До занятия под стол педагог прячет игрушку-котенка. На занятии обращает внимание детей, что кто-то мяукает и дергает ее за ногу. Достает котенка, спрашивает его, что он делает
146
147
под столом. Котенок говорит, что хотел поиграть и сломал... Педагог успокаивает котенка и предлагает детям сделать...
4. Педагог привязывает Незнайку на воздушных шариках со стороны улицы к фрамуге или окну, а леску спускает в комнату. Незаметно подтягивает леску, и Незнайка влетает в комнату.
5. Игрушка-дергунчик вешается на стену. К месту соединения частей игрушки, на спине, прикрепляется леска. «Оживает» дер-гунчик тогда, когда дети сделают доброе дело и скажут хорошее, вежливое, ласковое слово.
6. К детям приходит Мойдодыр (воспитатель): полотенце вокруг головы, на плечах, в руках — таз, в карманах умывальные принадлежности. Мойдодыр приходит на занятие по закреплению знаний о гигиене и умывальных принадлежностях или во время умывания в режимных процессах.
7. В гости к детям прилетает Карлсон (игрушка, воспитатель), который не знает вежливых слов, из-за чего взрослые не всегда ему разрешают дружить с малышами, которых он очень любит. Дети учат Карлсона вежливости, а потом вместе с ним «путешествуют» по крышам.
8. В группе появляется Волшебная книга, к которой воспитатель обращается при разрешении конфликтов, спорных вопросов, проблемных ситуаций.
9. В группу приходит человек Рассеянный с улицы Бассейной (воспитатель). Дети учат его, как правильно одеваться, складывать и убирать на место вещи.
|
|
10. Прилетает Каркуша из передачи «Спокойной ночи, малыши» с письмом любого содержания от своих друзей.
11. В группе «вырастает» необычный цветок — цветик-семицветик, на обратной стороне лепестков которого написаны задания для детей.
12. Присутствие в группе Духа банки с водой. Две банки закрыты крышками, обратная сторона которых окрашена гуашью красного и синего цвета. Встряхивание банки окрашивает воду все больше и больше.
13. Приходит посылка из Африки, которую приносят (прислали) жители острова Чунга-Чанга.
14. В группе появляется лесная фея, которую нельзя увидеть, но она оставляет следы: лист, веточку, цветок и т.п. Фея наблюдает, как дети относятся к растениям.
15. Вносится волшебный сундучок, к крышке которого прикрепляется колокольчик, звенящий при открывании сундучка.
16. Появляются волшебные кисти, с помощью которых оживают картины на листе; волшебный брусок пластилина, из которого появляется зайчик, волшебный лист бумаги, из которого «выскакивает» лягушка (оригами).
148
17. Вырастают волшебное дерево или два розовых куста, на которых от добрых дел детей «расцветают» розовые цветы, а от плохих — черные.
18. Игрушка-котенок прячется за дверь. Педагог предлагает детям послушать тишину. Обращает внимание, что кто-то скребется и мяукает. Находит за дверью котенка, вносит его, спрашивает: «Здравствуй, киска, как дела? / Что же ты от нас ушла?» «Не хочу я с вами жить, / Хвостик негде положить. / Ходите, зеваете, / На хвостик наступаете». Педагог предлагает пожалеть котенка, найти для него место, оборудовать его или перейти к наблюдению за настоящим котенком.
19. Из леса в гости к детям приходит гном и приносит волшебный зонтик, с многослойной шляпкой, из бумаги разных
цветов. Цвет шляпки меняется, реагируя на дела или ответы
детей.
20. К детям приходят персонажи кукольного театра — дедушка
и бабушка. Они рассказывают детям о своей внучке. Дети оцени
вают ее поступки и решают проблемные ситуации, с которыми
она сталкивается.
21. Входят персонажи — Ох и Ах, противоположные по характеру. Беседуют на тему о здоровье, здоровом образе жизни.
22. Приходит письмо от Винтика и Шпунтика. Они сделали
машину, а гаража для нее нет. Винтик и Шпунтик просят детей
построить гараж.
23. В группе присутствует добрый Домовенок, который мирит
детей, оценивает их поступки.
24. В группе «вырастает» аленький цветочек, внутри которого
живет маленькая девочка. Цветок боится шума, распускается от
добрых дел.
|
|
25. Педагог вносит книгу-букварь (с ручками, ножками), который учит детей.
26. Появляются воздушные шары с нарисованными мордочками, за нитки которых привязаны задания детям.
27. К детям приходит девочка Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города», просит помочь льву, который никак не станет смелым, — подарить ему частичку своей смелости (перед физкультурным занятием).
28. Приходит Буратино, который везде сует свой длинный нос и за это ему постоянно попадает. Нужно научить Буратино вести себя культурно.
29. На полу воспитатель с помощью ковра, цветной ленты,
цветной изоленты, носового платочка обозначает ковер-само-
149
лет, предлагает детям полететь на нем под звуки волшебной музыки.
30. Воспитатель надевает детям воображаемые шапочки, башмачки, плащи и «отправляется» с ними в путешествие.
31. На стекле группы печатными буквами со стороны улицы гуашью или зубной пастой пишутся зашифрованные слова.
32. Педагог вносит две маски — одна с веселым лицом, другая — с грустным. Маски «реагируют» на поведение детей.
33. К детям в гости приходит курочка (игрушка), которая плачет, потому что у нее пропали цыплятки. Просит детей помочь их найти, собрать.
34. В группе пропадают все игрушки, а на полке для игрушек лежит лист с черной кляксой. Педагог делает предположение, что игрушки украли жители страны Грязнуль, потому что дети давно не мыли игрушки. Что же делать? Педагог предлагает показать, какие дети трудолюбивые, навести порядок в игровом уголке, протереть полки. Дети находят игрушки, моют их.
35. Драматизация стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» с куклой, измазанной черной краской. Педагог предлагает посмотреть, все ли игрушки в группе чистые, нет ли чумазых кукол.
36. Дети с воспитателем отправляются в королевство Тишины, где нельзя разговаривать даже шепотом, вертеться, двигаться, а можно только слушать.
37. В гости к детям прибегают три испуганных поросенка и просят построить прочный дом, чтобы их не съел волк.
38. Приходит звуковое письмо любого содержания, записанное на магнитофон.
39. Педагог надевает накидку с кнопками или крючками, пуговицами по всей ткани, за которые пристегиваются различные элементы оформления (изображения или символы осени, зимы, лета, весны, ночи, дня, цветов, грибов и т.п.). Меняя элементы оформления в течение дня, можно превращаться в разных персонажей.
Можно использовать многофункциональную косынку, шаль с множеством полотнищ, которые прострачиваются только сверху, а остальная часть легко перекидывается, меняя цвет, рисунок и т.д.
40. Появляется цветной зонт с разными клиньями, красивым рисунком, который педагог использует как зонт Оле-Лукойе, во время укладывания детей на дневной сон, рассказывания сказок.
41. Вырастает чудо-дерево (красивая ветка), на которое дети вешают свои поделки, придумывают о них рассказ или сказку.
Литература
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду. М.,
2004.
2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
3. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2004.
4. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2004.
5. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М., 2003.
6. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М.,
2003.
7. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду:
Игры, упражнения, сценарии. М., 2003.
8. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4— 8 лет. Методическое пособие. М., 2004.
9. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
10. Артемова Л.В. Театрализованные игры в детском саду. М.,
1998.
11. Батеев А.Н. Чудесные поделки из бумаги. М., 2000.
12. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М., 1991.
13. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры
ребенка. М., 1988.
14. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционныс, развивающие и адаптирующие игры. СПб., 2004.
15. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. М., 2003.
16. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5—6 лет. М., 2004.
17. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр — дошкольникам. М., 1982.
18. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы
детского сада. М., 2004.
19. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.
М., 2004.
20. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии ta
нятий с детьми 3—4 лет. М., 2004.
21. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досумж i п
детей 3—4 лет. М., 2004.
22. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досуиж i п
I ', i
детей 4—5 лет. М., 2004.
23. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для
детей 5—6 лет. М., 2004.
24. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для
детей 6—7 лет. М., 2004.
25. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры. М., 2004.
26. Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения. М., 2003.
27. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
28. Минский Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М., 1983.
29. Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993.
30. Никитин П. Ступени к творчеству и развивающие игры. М., 1990.
31. Петерина СВ. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., 1986.
32. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5—10 лет. Ярославль, 2002.
33. Сербина ЕВ. Математика малышам. М., 1992.
34. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
35. Титов СВ. Добро пожаловать, игра! М., 2004.
36. Удовольствие в игре: Сборник / Сост. И. Горде-Кляйн, М. Арндт, В. Зингер // Знание. 1983. № 7.
37. Успенская П.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно.
38. Фролов В., Юрко Г. Физкультурные занятия на воздухе.
39. Чего на свете не бывает: Занимательные игры для детей отЗ до 6 лет / Под ред. A.M. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. М., 1991.
40. Дошкольное воспитание. 1990. № 3.
41. Дошкольное воспитание. 2004. № 1.
42. Дошкольное воспитание. 2004. № 2, 3.
Содержание
От автора...................................................................................... 3
Вторая младшая группа (3—4 года)................................................ 6
Зимние каникулы......................................................................... 6
1 день. Зимняя сказка.......................................................... 6
2 день. В гостях у Дедушки Мороза.................................. 9
3 день. Зимние забавы...................................................... 12
Тематические дни..................................................................... 16
1 день. В гостях волшебная Королева книжек-малышек 16
2 день. Что такое хорошо и что такое плохо.................. 20
3 день. День сказок............................................................ 23
4день. Веселая математика.............................................. 27
5 день. В мире природы.................................................... 30
6 день. У солнышка в гостях............................................ 34
7 день. Вслед за радугой................................................... 40
Средняя группа (4—5 лет)....................................................... 44
Зимние каникулы....................................................................... 44
1 день. Мы играем............................................................. 44
2 день. В гостях у сказки................................................. 48
3 день. В стране Мульти-пульти...................................... 51
4 день. В гостях у Снежной Королевы............................. 53
5 день. День искусства...................................................... 56
Тематические дни...................................................................... 60
1 день. Совершаем добрые поступки.............................. 60
2 день. Отправляемся в путешествие............................... 63
3 день. Мы — маленькие волшебники............................. 65
4 день. Веселый счет......................................................... 69
5 день. В гостях у доктора Айболита.............................. 72
Старшая группа (5—6 лет)...................................................... 76
Зимние каникулы....................................................................... 76
153 |
1 день. Мы — творцы, мастера и фантазеры.................. 76
2 день. В гости к Ветерку................................................. 78
3 день. День юмора и смеха.................................................................... 81
4 день. Герои произведений К.И. Чуковского
в гостях у ребят....................................................................................... 85
5 день. День игр и забав............................................................................ 88
Тематическая неделя «Путешествие в мир
насекомых».............................................................................................................. 91
1 день. Встреча с пчелой Майей........................................................... 93
2 день. Встреча с бабочкой Лили.......................................................... 97
3 день. Встреча с муравьем Кузей...................................................... 100
4 день. Встреча с комаром Пискуном................................................ 105
5 день. Знакомство с лягушкой Жанной........................................... 108
Подготовительная к школе группа (6—7 лет)........................................ 1 13
Тематические дни................................................................................................ 113
1 день. Мы почемучки и следопыты................................................... 113
2 день. Азбука вежливости.................................................................... 116
3 день. У Диснея в гостях....................................................................... 118
4 день. Старость надо уважать............................................................ 122
5 день. Мамочка любимая моя............................................................. 125
6 день. Путешествие в страну загадок............................................... 128
7 день. День здоровья.............................................................................. 132
8 день. Разноцветный мир...................................................................... 135
9 день. В мире музыки............................................................................. 140
10 день. В мире цветов............................................................................. 144
Варианты сюрпризных моментов............................................................. 147
Литература..................................................................................................... 151
|
|